Проверьте свою позу и равновесие.
Заметьте, какой вкус вы испытываете сейчас?
Какой запах вы чувствуете?
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите то воспоминание
Закройте глаза, если так будет удобнее. Подумайте о том, что вы видели
тогда. Увидьте как можно больше из того, что вы можете вспомнить.
Теперь сделайте картинку нечеткой и затемните ее.
Далее сотрите в своем воспоминании звуки и голоса, которые были в той
сцене, или снизьте их громкость настолько, чтобы их не было слышно. После
этого выключите звук совсем.
Следующим шагом уничтожьте любое воспоминание о тех ощущениях, которые
вы тогда испытывали.
Ликвидируйте все эмоции, связанные с этим воспоминанием. И, наконец,
сотрите ощущения вкуса и запаха.
Что-то еще осталось? Мерцающий образ? Слабые звука? Сотрите и их.
Вернитесь в настоящий момент и откройте глаза... Итак, где же то
переживание?
Наши переживания проходят через наши органы чувств. От того, как живо
вы вспоминаете ту сцену, зависит, насколько внимательны вы были к ней в то
время. Ведь вы восстанавливаете ее с помощью тех же самых органов чувств.
Ваши сенсорные впечатления составляют и ваши внутренние, и ваши внешние
переживания. Мышление -- это использование тех же органов чувств внутренним
образом.
Ваш способ внешнего использования органов чувств оказывает влияние на
мышление и ваши внутренние переживания.
Вы можете изменить свои переживания, изменив способ внутреннего
использования органов чувств.
Это положение имеет огромное прикладное значение для здоровья. Оно
объясняет, как некоторые люди могут справляться со стрессом, в то время как
другие заболевают. Стресс -- это не столько то, что с вами происходит,
сколько то, во что вы сами превращаете происходящее и как на него
реагируете. Изменив свои представления о происходящем, вы измените и свою
реакцию. А когда изменится реакция, стресс может исчезнуть. Мы поговорим об
этом подробнее в главе 8.
Наши органы чувств передают (present) для нас информацию. Мы
восстанавливаем (re-present) свои переживания, используя свои органы чувств,
и поэтому в НЛП органы чувств называют 'репрезентативными системами'
(representational systems).
Существует пять репрезентативных систем:
Чувства Репрезентативные системы
Видеть Визуальная
Слышать Аудиальная
Ощущать Кинестетическая
Вкус Вкусовая
Запах Обонятельная
Визуальная система включает все наши мысленные картинки, как
вспоминаемые, так и конструируемые. Аудиальная система включает воспоминания
о звуках, музыке и голосах. В нее также входит внутренний диалог (или чаще
всего монолог) -- разговор с самим собой. Кинестетическая система строится из
ощущений тела (проприоцептивные), ощущения равновесия (вестибулярные),
ощущений прикосновения (тактильные) и наших эмоций, хотя последние слегка
отличаются от предыдущих. Эмоции -- это ощущения, выражающие наше отношение к
чему-то и представляющие собой группу проприоцептивных ощущений нашего тела.
Мы развиваем наши внешние органы чувств: актеры тренируют способность
видеть, музыканты -- способность слышать, атлеты оттачивают чувствительность
к ощущениям тела. Точно так же у нас есть одна или две репрезентативные
системы, которые мы предпочитаем использовать в своем мышлении. Отдавая
предпочтение визуальной системе, вы можете больше интересоваться модой,
изобразительным искусством, телевидением, математикой и физикой. Выбрав
аудиальную систему, вы, быть может, заинтересуетесь языками, драмой,
музыкой, будете читать лекции и много писать. Кинестетическое предпочтение
может проявляться в склонности либо заниматься спортом, либо плотницким
делом. Это слишком общие категории. Делить людей на типы -- пустое занятие,
мы используем все репрезентативные системы. Но у нас есть склонность
относиться благожелательно к одной или двум из них.
Чем чаще вы используете свои органы чувств, обращаясь ко внешнему миру,
и чем более тонкие различия вы можете проводить с их помощью, тем больше
благосклонности вы можете проявлять по отношению к ним как к
репрезентативным системам. Это определяет некоторые сильные и слабые стороны
нашего мышления. Для одних людей мышление представляет собой главным образом
построение ярких мысленных