необходимость определенных усилий и иногда называется 'творением человека'. Для улучшения концентрации нам приходится проявлять упорство в практике, поскольку мы не привыкли к ней. Это этап покоя, который создан умом. На второй стадии мы развиваем эту принудительную, требующую усилий концентрацию, пока она не превратится в состояние естественного покоя. На третьей стадии мы достигаем релаксации в концентрации, которая превращается в состояние стабильного покоя.
Практика концентрации чрезвычайно важна, поскольку без нее очень трудно достичь постижения истинного состояния, и даже если мы достигнем этого, без достаточно развитой силы концентрации, очень трудно будет его поддерживать в течение сколь угодно длительного периода времени. Способность к концентрации важна не только в Дзогчен, но и во всех других духовных традициях, а также в обычной повседневной жизни.
В системе Дзогчен концентрация является одной из фундаментальных предварительных практик не только потому что посредством нее мы успокаиваем свой движущийся ум и обретаем над ним контроль, но что самое важное, — посредством нее наш учитель может ввести нас в 'естественное состояние ума'. Опытные практикующие используют эту важную практику и для стабилизации этого состояния. В традиции бон после завершения предварительных практик и получения инициации Жанг Жунг Мери подвижник начинает выполнение практики шиней под руководством опытного мастера, который дает ему знание естественного врожденного состояния его ума. Практика шиней, которая описывается в этой главе, относится к системе А-кхрид бонской традиции Дзогчен.
Практика шиней из системы А-кхрид
Практика шиней, относящаяся к системе А-кхрид, состоит из двух техник концентрации. Первая называется 'сосредоточение с атрибутом', вторая — 'сосредоточнеие без атрибута'. В практике сосредоточения с атрибутом для концентрации внимания и приведения ума под конроль с использованием усилия применяется какой-либо видимый вспомогательный объект (например, некий образ). Когда мы достигаем этого уровня, и наша практика становится менее напряженной, мастер вводит нас в практику наблюдения за умом, которая ведет к постижению естественного состояния. Затем под руководством мастера мы переходим к сосредоточению без атрибута. Эта практика включает в себя медитацию на нашу свободную от обусловленности природу и тренировку в удержании ума в состоянии созерцания и покоя.
Обычно учения даются в определенном порядке: вначале предварительные практики, затем практика концентрации, введение в естественное состояние и, наконец, созерцание. Рекомендуется практиковать их именно в таком порядке, поскольку таким лишь образом они принесут необходимые результаты. Иначе это будет подобно желанию перейти из первого класса сразу в третий, минуя второй класс; не закончив второй класс, мы не только не сможем перейти в третий, мы не сможем попасть и в четвертый, и в пятый классы. Существует определенный порядок, который необходимо соблюдать. Это не значит, что не может быть определенных людей, обладающих б`ольшими способностями к развитию практики посредством концентрации без атрибута и не проявляющих знаки успешного продвижения при выполнении концентрации с атрибутом, но это относится не ко всем, так что лучше все же следовать традиционным порядку и указаниям.
Атрибут представляет собой объект, служащий ментальной 'опорой' для концентрации внимания при выполнении практики сосредоточения. В системе Акхрид таким атрибутом, служащим для фиксации внимания, является тибетская буква А. Этот прием используется для устранения всех мыслей, которые отвлекают ум. Хотя буква А, являющаяся последней буквой тибетского алфавита и основой всех других букв, имеет очень обширное символическое значение (она символизирует чистое состояние ума), в данной практике ее функция состоит в фиксации внимания. Вообще можно использовать любой объект, например, какой-либо образ или свастику.
Использование физической опоры для практики сосредоточения является необходимым фактором: концентрироваться таким образом легче, чем создавать некую точку фиксации посредством визуализации, которая не всегда срабатывает и несколько трудоемка.
Подготовьте квадратный лист бумаги цвета индиго (глубокий насыщенный синий цвет — прим. ред.) с тибетской буквой А, которая изображается следующим образом: . Затем букву следует обвести пятью цветными кругами. Центральный круг должен быть цвета индиго, за ним по порядку: зеленый, красный, желтый и белый. (Если кого-то не устраивает использование тибетской буквы,