пустотность естественного состояния, переживаемую индивидуумом в виде нерожденной сущности ума; 'бу' — это ясность (ригпа) естественного состояния, переживаемая индивидуумом как ничем не затуманенная мудрость, сияющее самоосознание ума. Пустотное пространство кунжи темно, сияющий же свет ригпа возникает и освещает кунжи. Пространство остается пустотным, но оно уже наполнено светом, в нем больше нет тьмы. Светоносная ригпа, возникающая в пустоте изначального состояния — это сын матери-пространства-кунжи. Поэтому и говорится, что кунжи и ригпа подобны неразлучным матери и сыну. В изначальном состоянии пустота и ясность неразделимы. В изначальном состоянии пустота свободна от затуманенности. Пустота — это ясность, а ясность — это пустота. Нельзя сказать, что пустота — это одно, а ясность — это другое, поскольку в действительности они представляют собой неразрывное единство.
Качества и аспекты пространства
Аналогия матери используется в учении в силу того, что все объекты феноменального существования рождаются из природы кунжи, они функционируют и получают освобождение в этой природе. Мать — это фундаментальная основа всей самсары и всей нирваны; на абсолютном уровне она известна как 'бодхичитта' и как 'пространство природы феноменальных объектов', поскольку обладает следующими девятью качествами пространства:
1) безграничностью
2) всепроникновением
3) ничем не ограниченной широтой
4) отсутствием верха и низа
5) неизмеримостью
6) несжимаемостью
7) обширностью
8) постоянством
9) неизменностью
Эти девять качеств пространства можно также объяснить как аспекты трех типов абсолютной пустоты или пространства — 'мкха', 'клонг' и 'дбйинг'. Мкха — это внешнее пространство, воспринимаемое без рассмотрения содержащихся в нем объектов; клонг — это пространство объектов, находящихся в пределах мкха, и дбйинг — это пространство непосредственного переживания как такового. Этим трем пространствам можно дать следующие названия: внешнее пространство (мкха), внутреннее пространство (клонг) и тайное пространство (дбйинг). Эти понятия трех пространств связаны с тремя другими терминами: мкха — с пространством 'примера' (дпе), клонг — с пространством 'значения' (дон) и дбйинг — с пространством 'знака' (ртагс).
Мкха, или пространство дпе — это внешнее, пустотное пространство, открытое, подобно небу. (Слово 'мкха' также означает небо). Клонг, или пространство дон — это пространство объектов, которые также рассматриваются как пустотные, подобно небу. Для того чтобы помочь нам понять пустотную природу объектов, нам дается 'пример' внешнего пустотного пространства, который мы применяем по отношению к объектам. Посредством приложения этого примера пустотного пространства к объектам мы достигаем понимания значения утверждения, что все объекты, как и внешнее пространство, пустотны. Это ментальное понимание само по себе является 'знаком', или указателем (ртагс), 'тайного пространства': пространства ума, являющегося также единством трех пространств и тайно обнаруживаемого без попыток найти его.
Мкха, пространство примера — это окружающее пространство, внешняя мать внешнего сына, и это основа внутреннего пространства существующих вещественных объектов феноменального мира. Например, пустотное пространство (мкха) — это первооснова проявления облака. Мкха-пространство делает возможным движение элементов, которые, в свою очередь, представляют собой условия для возникновения возможности проявления этого облака. Продолжительное развитие этих элементов во внутреннем пространстве (клонг) приводит к проявлению облака. Даже все те элементы, которые порождают облако, возникают в измерении, или состоянии, пустотного пространства, и никогда не существовало никакого разделения между движением, приводящим к развитию облака, и пространством этого облака, из которого данное движение проявилось. Все движения — возникновение, развитие, функционирование, освобождение — облака, 'внешнего сына', имеют основу во внешнем, окружающем пространстве, являющемся 'внешней матерью'.
Пространство значения — клонг, или дон — это внутреннее пространство, и оно также является природным состоянием феноменальных объектов. Все объекты феноменального мира, особенно на субстанциональном уровне существующих предметов, берут свое начало в этом внутреннем пространстве, где происходит проявление элементов, вызывающих порождение феноменальных объектов.
Пространство знака связано с тайным, или ментальным пространством, известным также как состояние Будды. Все движущиеся мысли берут начало во внутреннем