Тензин Вангьял

Чудеса естественного ума (Часть 1)

рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу энергии огня и блеска. Голубой чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу вторичной причины роста, которая подобна лекарству, возвращающему здоровье умирающему человеку. И наконец, желтый чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу первичной причины роста.

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ

Единство четырех чакр и зеркало лучезарного ума

свет страсти внутренние элементы место нахождения двери пути или каналы вспомогательные каналы нечистоты (полые органы) чувственные указатели

белый гнев кости сердце глаза канал сердца брови правая рука видимые объекты

зеленый гордость дыхание легкие нос канал легких — нос борода левая рука запахи

красный желание тепло печень язык канал печени — язык лобковые волосы левая нога вкусы

голубой зависть кровь почки ухо канал почек — уши волосы на голове голова звуки

желтый неведение плоть селезенка губы канал селезенки — губы волосы груди правая нога осязаемые объекты

Свет Рождение Лока Чистые божества Демоны Божества действия Кайя

Белый Чудесное рождение Ад Кун нанг Чаба Демон иллюзии Миролюбивые божества Дхармакайя

Зеленый Рождение из яйца Полубогов Ге лха Гар чуг Демон совокупностей

Красный Рождение из тепла Голодных призраков Че дранг Нгос мед Демон заблуждений Властвующие божества Самбхогакайя

Голубой Рождение из влаги Животных Га ва Дон друп Демон неведения Гневные божества Нирманакайя

Желтый Рождение из матки Человеческих существ Сал ва Ранг бьюнг Демон смерти Обогащающие божества

Нирвана и самсара

Данный анализ эволюции существования из пяти чистых сияний аналогичен традиционному символу, известному как 'Колесо самореализации и иллюзии'. Образование пяти чистых элементов, пяти внутренних органов, пяти мудростей и так далее, как это представлено в данном символе, предполагает чистое восприятие и понимание, а также сопутствующее им развитие процесса нирванического освобождения. В случае же с иллюзорным восприятием, пять чистых сияний превращаются в пять грубых элементов, которые в свою очередь превращаются в пять ядов, или страстей, пять болезней и т.д. и порождают весь процесс самсарической трансмиграции.

Процесс самсары

Отвлечение иллюзорными мыслями приводит к неверному истолкованию пяти сияний и таким образом — к непониманию того, что пять элементов представляют собой энергетические проявления нашего собственного изначального состояния. И когда мы видим проявления элементов, такие как три великих видения, возникающие в бардо, мы не можем понять их и по ошибке следуем за ними как за чем-то внешним.

Процесс ошибочного понимания, основанный на иллюзорном восприятии, отражает в искаженном виде описанный выше процесс эволюции элементов, поэтому я не буду подробно повторять его. Соответствия цветов пяти сияниям, элементам, чувственным сознаниям и т.д. такие же, как и эти соответствия в чистом восприятии.

Более ясное объяснение соответствий цветов пяти чистых сияний пяти страстям и сферам существования дается в нижеследующем тексте 'Зеркало лучезарного ума'.

Зеркало лучезарного ума

Когда Нангжер Лодпо задал Тапихритсе вопрос относительно источника самсары и нирваны, Тапихритса ответил: 'Источником самсары и нирваны является великая основа (или изначальное состояние)'. Текст 'Зеркало лучезарного ума', который также дает объяснение тому, как пребывать в состоянии созерцания, является продолжением ответа Тапихритсы.

'Из энергии (гдангс) пустоты, изначального состояния возникает присутствие, или ясность (гсал ба), которая дает рождение пяти сияниям света.'

Если природа пяти сияний воспринимается в чистом виде, то они порождают пять чистых элементов, и происходит процесс достижения высшей точки в нирване.

В случае же с порождением самсары, в силу подверженности иллюзии, мы не в состоянии достичь понимания элементов как проявлений чистых сияний нашего изначального состояния, и, таким образом, мы ошибочно воспринимаем их как внешние и несовершенные. Различие между нирваной и самсарой, между освобождением и пребыванием в иллюзии, состоит именно в различии между пониманием и заблуждением, между присутствием и отсутствием осознания нашего истинного состояния.

В тексте дается подробное объяснение тому, как движение лучезарной энергии пробуждает кармическую прану движения, порождая сознание концептуального ума. 'Прана увеличения' и 'прана сбивания' порождают 'свет, подобный звуку', являющийся основой трех великих видений. При неверном понимании происхождения пяти чистых сияний они материализуются