(гто), медицинское диагностирование (дпьяд) и терапии (сман).
Существуют различные способы гадания. Большинство из них связано с божествами, а это значит, что гадающий должен вначале достичь определенных результатов в практике данного божества. Один из главных методов гадания называется Жанг Жунг джут хиг, и его также используют последователи школы ньингма, относящейся к тибетскому буддизму. Одно из самых известных и наиболее распространенных руководств по этому типу гадания было составлено знаменитым ученым школы ньингма — Джу Мипхамом. Метод заключается в использовании шнуров, свитых из восьми нитей, изготовленных из волос различных животных. Они связываются парами и бросаются на землю так, чтобы образовались определенные узлы (существует триста шестьдесят таких комбинаций), и затем по ним предсказывают будущее. Триста шестьдесят узлов также символизируют свиту Жанг Жунг Мери, Божества Пяти Гор (ме ри) Жанг Жунг.
При постановке медицинского диагноза важным является определение двух возможных причин заболевания: то ли это физическая болезнь (над), то ли воздействие негативных энергий (гдон). Диагностика производится по исследованию пульса и мочи с целью определения типа заболевания и необходимого лечения. Воздействия негативной энергии или энергетический дисбаланс определяются с помощью гадания и астрологии и лечатся посредством ритуальной практики.
2. Путь Шен Проявленного Мира (или Производства Видимых Знаков) (сНанг гшен тхег па). Этот Путь содержит в себе ритуалы для работы с видимыми феноменальными проявлениями, которые рассматриваются либо в качестве (положительных) богов (лха), обеспечивающих помощь и защиту, либо в качестве (негативных) демонов (`дре), которые причиняют вред человеку и привносят беспокойство в его жизнь. Основное внимание уделяется овладению навыками общения с этими энергиями. Практикующие взывают к богам и отражают нападки демонов, а мастер этого Пути сравнивается с торговцем, который благодаря своему умению общаться с другими торговцами может дать удовлетворение сразу всем. Основные практики включают в себя методы четырех Порталов Гьер, девяти сКад гчонг и сорока двух гТанг раг. Согласно тексту 'гЖи брджид' (Удивительная биография Тонпы Шенраба), 'Порталы' традиционно делятся на следующие четыре типа:
а) 'Черная Вода' (чаб наг), 'река, портал экзорцизма (сел)', содержит методы вызывания божеств и изгнания демонов через использование мифа о происхождении (смранг). Существует множество различных ритуалов, служащих для изгнания негативных факторов и обретения блага, например, такие как 'белый ритуал изначально существующего божества (Йе шрид Лха гзунг дКар по)', 'многоцветный ритуал изначальной силы вооруженного божества (Йе дбанг гньян)', 'черный ритуал божества изначальной победы (Йе `дул дмаг гжунг)'. Эти три божества также относятся к понятию 'божество ума (тхугс ка'и лха)'. Другая важная серия ритуалов состоит из четырех ритуалов сГра бла'й дпа' кхром.
б) 'Белая вода (чаб дкар)' содержит методы устранения угрожающих влияний девяти демонов и десяти 'вампиров', или злых духов. Для преодоления их негативного воздействия с девятью демонами проводятся ритуалы выкупа; десять же злых духов должны быть погребены, при этом совершаются специальные ритуалы, кульминацией которых становится воздвижение ступ на местах захоронения.
в) 'Пхан юл, Портал выкупа через равнозначный обмен' содержит ритуальные методы, состоящие в подготовке заменяющих жертвы изображений (мужчин, женщин и детей) и выкупе за них, которые затем подносятся враждебным духам. Принцип этой практики состоит в устранении всех негативных кармических следов через уплату 'кармических долгов', накопленных в отношениях с другими существами.
г) 'Мастер-наставник (дПон гсас)', 'Портал Ритуалов' для различных духов природы. Сюда входят разнообразные садханы (духовные практики), адресованные божествам (Лха гсас) различных измерений, таким как представители пантеона гневных божеств пространства (Бьинг гьи Лха гшогс), божества мужского и женского рода, божества-Защитники, божества — Властители земли, а также Наги.
3. Путь Шен Магической Силы (`пхрул гшен тхег па) содержит магические ритуалы, направленные на получение помощи от природы в области сельского хозяйства, а также на избавление от врагов. Главное внимание здесь уделяется трем принципам деятельности — поклонению, использованию заклинаний и применению практических методов (бсньян сгруб лас). Практикующий совершает поклонение своему духовному наставнику, его родителям, друзьям и духовным братьям