не было
много столетий. Да и в этом ли дело? Разве еще не ясно, что
определенное русло идейной, творческой работы человечества в
последние века вбирало в себя почти все его духовные и
умственные силы? Трудно было бы ожидать, чтобы, осуществляя
такой стремительный прогресс - научный, технический и
социальный, создавая такие культурные ценности, как литература,
музыка, философия, искусство и наука последних веков,
человечество нашло бы в себе силы одновременно творить еще и
универсальные религиозные системы.
Но рубеж XX века как раз и явился той эпохой, когда
закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки
и философии. Область социально-политического действия вовлекает
в себя - и чем дальше, тем определенней - не наиболее духовных
представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных.
Образовался гигантский вакуум духовности, не существовавший еще
пятьдесят лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его
заполнить. Если позволительно подобрать такое выражение,
колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются
никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет
предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия.
Сможет ли религия - не старинные ее формы, а та религия
итога, которой ныне чреват мир, предотвратить наиболее грозные
из нависших над человечеством опасностей: всемирные войны и
всемирную тиранию? - Предотвратить ближайшую мировую войну она,
вероятно, не в состоянии: если третья война вспыхнет, то
произойдет это бедствие, вероятно, раньше, чем даже успеет
возникнуть Лига. Но в предотвращении всех войн, опасность
которых будет возникать после того, как сформируется ядро
грядущей интеррелигии, так же как и в предотвращении всемирной
тирании, - ее ближайшая цель. Может ли эта религия достичь
наибольшей гармонии между свободой личности и интересами
человечества, какая только мыслима на данном этапе истории? -
Но это лишь другой аспект той же самой ее ближайшей цели. Будет
ли она способствовать всестороннему развитию заложенных в
человеке творческих способностей? - Да, кроме способностей
демонических, то есть способностей к тиранствованию,
мучительству и к самоутверждению за счет остальных живых
существ. Требует ли она для своего торжества кровавых жертв,
как другие движения всемирной направленности? - Нет, исключая
те случаи, когда ее проповедникам придется, может быть,
собственной кровью засвидетельствовать свою верность идее.
Противоречат ли ее тезисы - не философской доктрине
материализма (ей-то они, конечно, противоречат во всех пунктах
от А до Я), а объективным и общеобязательным тезисам
современной науки? - Ни в одной букве или цифре. Можно ли
предвидеть установление в эпоху ее гегемонии такого режима,
когда инакомыслие будет преследоваться, когда она будет
навязывать свои догматы философии, науке, искусству? - Как раз
наоборот: от частичных ограничений свободы мысли - вначале, к
неограниченной свободе мысли - потом: таков предлагаемый ею
путь. - Что же остается от аргумента, что религия не способна
ответить на насущные вопросы времени, а тем более - практически
разрешить их?
С полным правом и основанием такой упрек может быть брошен
не религии, а, увы, науке. Как раз именно система взглядов,
которая не выглядывает ни вправо, ни влево за пределы того, что
очерчивается современным научным знанием, не способна дать
ответа на самые коренные, самые элементарные вопросы. -
Существует ли Первопричина, Творец, Бог? Неизвестно. -
Существует ли душа или что-либо подобное ей, и бессмертна ли
она? Этого наука не знает. - Что такое время, пространство,
материя, энергия? Об этом мнения резко расходятся. - Вечен ли и
бесконечен мир или, напротив, ограничен во времени и в
пространстве? Материала для твердого ответа на эти вопросы у
науки не имеется. - Ради чего я должен делать добро, а не зло,
если зло мне нравится, а от наказания я могу уберечься? Ответы
невразумительны совершенно. - Как воспользоваться наукой, чтобы
предотвратить возможность войн и тираний? Молчание. - Как
достичь, с наименьшим числом жертв, социальной гармонии?
Выдвигаются взаимоисключающие предложения, сходные только в
одном: в том, что все они в равной мере не имеют