обломки. И работа, и сон протекают
преимущественно в баракообразных домах, длинных, перегороженных
внутри барьерами высотой до пояса.
Облик обитателей сохраняет полное человекоподобие, но
черты смыты и разглажены. Они напоминают блины, почти полностью
схожие друг с другом. Впрочем, память о существовании в Энрофе
не только сберегается в душе обитателей, но и гложет их, как
мечта об утраченном рае. Самое неотступное из мучений Скривнуса
- это скука безысходного рабства, это нудность труда, это
отсутствие перспектив, каких бы то ни было.
Ибо не перспективой, а кошмаром вечно нависающей угрозы
представляется единственно реальный выход отсюда. Выход этот
заключается в том, что на море показывается черный, похожий на
ящик корабль, быстро и бесшумно скользящий к берегу. Его
появление повергает обитателей в панический ужас, так как ни
один не знает, застрахован ли он от поглощения кромешной
темнотой трюма. Забрав некоторое число их - тех, кого груз
кармы обрекает на страдание в более глубинных слоях, корабль
отчаливает. Заключенные в трюм не видят совершаемого пути. Они
чувствуют только, что движение по горизонтали сменяется
спиральным спуском, как если бы корабль увлекался в
закручивающийся Мальстрем.
Скривнусом ограничиваются искупительные страдания тех' чья
совесть не омрачена памятью ни о тяжких пороках, ни о
преступлениях, но чье сознание в Энрофе было отделено от воли и
влияния его шельта глухой стеной житейских забот и попечений
только о материальном.
Следующий слой похож на предыдущий, но он темней: как
будто он застыл в неопределенном сумраке на границе вечной
ночи. Здесь ни строений, ни человеческих толп; однако каждый
ощущает невидимое присутствие множества других: следы движений,
схожие с отпечатками ног, выдают их присутствие. Чистилище это
называется Ладреф, и кратковременное пребывание в нем
испытывают десятки миллионов. Это - следствие маловерия, не
дававшего силам духовности проникать в естество человека и
облегчать его эфирное тело.
Тот, кому предстоит дальнейший спуск, субъективно
воспринимает его так, как если бы он заснул и внезапно
проснулся в изменившейся обстановке. В действительности же
демонические существа - осуществители кармы - переносят его во
время забытья в другой поток времен, хотя число
пространственных координат - три - остается неизменным во всех
шеолах.
Искупающий свою карму оказывается среди полного мрака, где
слабо фосфоресцируют только почва да редкие эквиваленты
растений. Благодаря светящимся скалам ландшафт не лишен кое-где
мрачной красоты. Это последний слой, где еще имеется то, что мы
обобщенно называем Природой. Следующим слоям будет свойственен
только урбанистический ландшафт.
Здесь, в Мороде, царствует абсолютная тишина. Каждый,
пребывающий в этом мире, других обитателей не воспринимает
совсем и уверен в своем полном одиночестве. Тоска великой
покинутости охватывает его, как железный панцирь. Напрасно
метаться, молиться, звать на помощь, искать - каждый
предоставлен общению только с собственной душой. А душа
преступна, ее память запятнана совершенным на земле злодеянием,
и для такой души нет ничего более пугающего, чем уединение и
тишина. Здесь каждый уразумевает смысл и масштабы совершенного
на земле зла и выпивает до дна чашу ужаса перед своим
преступлением. От этого бесконечного диалога с самим собой
несчастного не отвлекает ничто, даже борьба за существование.
Потому что никакой борьбы тут нет, пища кругом в изобилии, ею
служат некоторые виды почв. Одежда? Но в большинстве слоев, в
том числе и в Мороде, эфирное тело само излучает облекающую его
ткань: ту, которую мы заменяем одеждой. И если в мирах
Просветления она прекрасная и светящаяся, то в Мороде
творческая ущербность его обитателей позволяет создавать только
эфирные клочья. Впрочем, подобное нищенское рубище облекало
астрально-эфирное существо искупающего уже в Ладрефе.
Того, чью совесть не может очистить и Мород, ждет уже не
спуск в следующий слой, а внезапный и устрашающий провал в
него: это схоже с трясиной, в которую несчастный попал
неожиданно для себя и которая засасывает его: сперва ноги,
потом туловище, наконец, голову.
Повествование