и Луна там имеет совсем не такое обличье, к которому
привыкли мы, потому что из всех слоев ее брамфатуры обитатели
Дуггура видят лишь тот, где обитает Воглеа - великий лунный
демон. В русском языке нет соответствующего слова женского
рода; но, говоря о мирах, подобных Дуггуру, потребность в таком
слове переходит в необходимость. И хотя слово 'демоница'
непривычно и немузыкально, мне придется его употреблять.
Демоницы великих городов нашего слоя обременены в Дуггуре
гигантскою материальностью. Эти воплощения их отчасти
человекоподобны, но лишь настолько, насколько могут походить на
человека необъятные туши, почти не способные к передвижению. В
каждом из городов Дуггура такая демоница только одна; население
же городов состоит из мелких демонов обоего пола, и по размерам
своим, и по форме едва отличающихся от человека. Как пчелы
вокруг матки, кишат они вокруг своей владычицы; но цель их -
лишь отчасти помощь ей, главное же - наслаждение, а ее смысл и
цель - не продолжение рода (он продолжается и без нее), а
удовлетворение похоти своих подданных. Для демониц созданы
грандиозные обиталища; в каждом из городов Дуггура такое
обиталище - одно, в форме усеченной пирамиды: оно напоминает
чудовищный жертвенник. Дуггур не только грандиозен, он
по-своему даже величав и, во всяком случае, роскошен. Как и в
шрастрах, там имеется эквивалент человеческой техники, хотя по
уровню его можно было бы сравнить с техникой в наших великих
городах древности.
Организация общества развивается очень медленно,
мало-помалу начиная проявлять некоторые признаки того, что на
языке человеческих понятий называется самоуправлением. Но
социально-экономической основой остается рабство, причем рабами
здесь оказываются те, кто сорвался сюда из человечества или из
некоторых миров других стихиалей. Положение мелких демонов
Дуггура напоминает положение патрициев и всадников в Древнем
Риме. Нельзя сказать, чтобы они были как-нибудь особенно
жестоки, но сладострастны они свыше всякой меры, как не
сладострастно ни одно существо в Энрофе. Основ владычества
великих демониц здесь не могли бы потрясти никакие мятежи, ибо
оно основано не на страхе, а на похоти, которую испытывают к
ним миллионы подданных, и на наслаждении, которое им даруется в
награду за их послушание и любовь.
Демоницы Дуггура телесно отдаются одновременно целым
толпам, и в их обиталищах, полудворцах-полукапищах, идет
непрерывная, почти непонятная для нас оргия во славу
демонической царицы Луны, той самой, чье влияние испытываем
иногда и мы, люди, в городские лунные ночи: оно примешивается к
маняще возвышенному и чистому влиянию светлой Танит, возбуждая
в человеческом существе тоску по таким сексуальным формам
наслаждения, каких нет в Энрофе. В Дуггуре эти формы есть. В
Дуггуре выработана почти необозримая шкала этих форм, столь
разнообразных, как нигде в Шаданакаре. Влияние Танит сюда не
достигает совсем, о солнечном свете здесь не имеют даже
представления, все погружено то в сизый сумрак, то в
бледно-синеватое, фиолетовыми вспышками играющее освещение
Луны, и ничто не мешает бушеванию страстей, вызываемых лунною
демоницей Воглеа. От непрерывных оргий во дворцах-жертвенниках
Дуггура клубы испарений восходят к ней, и она пьет их, но
бесчисленных обитателей этих городов не может удовлетворить
ничто, ибо их томит еще более глубокий, мало кому из нас
понятный вид сладострастия - сладострастие мистическое, тянущее
их к недостижимому даже для них: к Великой Блуднице. Она - их
божество, их тоска и греза. Ей посвящен их высший культ. В дни
ее праздников демоницы-правительницы отдаются рабам. Но
получить удовлетворение это мистическое сладострастие может
лишь в Дигме, в обиталище Гагтунгра, и достойным его
оказываются лишь избранники.
Восполнение жизненных сил бесчисленного населения Дуггура
совершается за счет нашего слоя: излучение человеческой и
отчасти звериной похоти, так называемый эйфос, беловатыми
ручьями медленно и вязко движущееся вдоль улиц Дуггура; они его
впивают в себя. Такая пища соответствует их собственному
существу: похоть - смысл, цель, содержание и пафос их жизни.
Острота наслаждений, испытываемых ими, во много раз сильнее,
чем способны испытывать мы.