Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов,
Мужских - крикливых, женских - струнных.
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.
Что в руке первооснователя Дуггура рано или поздно, вместо
факела, вспыхивает меч кары, меч кармы - это понятно. И каждая
душа человеческая, побывавшая в этом темнолунном городе, не
может не помнить этого, хотя бы и совсем смутно. Не вполне
понятно другое: в какой мере самому Блоку были ясны взаимосвязи
между Дуггуром и нашим миром. Об этом я попытаюсь высказать
некоторые наблюдения в тех главах книги, которые посвящены
проблеме метаисторического смысла художественной гениальности.
В некотором сочетании с Дуггуром находятся слои стихиалей,
принадлежащих уже не к демонической, а к промежуточной группе.
Монады их, как и других стихиалей светлой природы, - в одном из
прекрасных миров Высокого Долженствования, во Фляуросе. Но
вследствие того, что природа их омрачена в ходе их развития,
путь их инкарнации приводит в слои Нибрусков, Манику, Каттарам
и Рон, а чистилища и страдалища заменены для них Дуггуром, где
они влачат свои дни в состоянии рабства. Восходящее же
посмертно приводит их сперва в Шалем - для них он сходен с
нашей Олирной, и далее, через Файр и Уснорм, во Фляурос, где
они соединяются со своими монадами.
Нибруски представляют собой существа, как бы средние между
мелкими демонами Дуггура и тем, что древние римляне
представляли себе под именем 'гениев места'. Без нибрусков не
обходится ни один человеческий поселок. Мне еще неясно, как и
почему эти существа заинтересованы в физической стороне
человеческой любви и особенно в нашем деторождении. Может быть,
какие-то излучения человеческой души в состояниях, свойственных
младенчеству и раннему детству, имеют известное отношение к
восполнению нибрусками своих жизненных сил. Во всяком случае,
их заинтересованность не вызывает сомнений. Они по-своему
хлопочут, споспешествуя сближению в нашем слое мужчин и женщин
между собой, шумно радуются нашим детям, суетливо снуют вокруг
них, стараясь даже предохранить их от невидимых нам опасностей.
Но они капризны, импульсивны и мстительны. Доверять им можно не
всегда.
И пусть мудрецы нашего века, посадившие сами себя в
материалистический карцер, иронизируют с высоты своего
невежества над суевериями дикарей, но только в сказках о
домовых, о пенатах и ларах, о добрых и шаловливых маленьких
духах домашнего очага заключается глубокая правда. Древнее
язычество знало ее куда лучше нас, лучше евреев и магометан,
лучше христиан, возводивших на эти безобидные существа поклепы
и небылицы. Сплетни про домовых удивляют своей
несправедливостью. Подобные россказни бывают порождены только
одним духом - тем самым, который свойственен фанатикам
монотеизма, ханжам и сухим моралистам, объявляющим все, что не
входит в их канон, нечистью. Куда объективнее относились к этим
существам древние, видевшие в них верных друзей - лар и
пенатов!.. Область этих мелких стихиалей, ютящихся у
человеческих жилищ, называется Манику. Ландшафты этого мира
похожи на комнату и не лишены уюта. Но снаружи - мрак и холод,
и не дай Бог этим существам быть изгнанными из их теплых
убежищ. А формы их воплощений не таковы, как у большинства
стихиалей: в них нет ничего струистого, переливающегося, -
наоборот: как и нибруски, как жители Дуггура, они обладают
плотным, четко очерченным телом, хочется сказать - тельцем. Они
миниатюрны, веселы и проказливы, а некоторые активно добры. Это
своего рода филантропы, любящие делать людям мелкие услуги так,
чтобы этого никто не знал. Впрочем, другие из них позволяют
себе с людьми более или менее безобидные шутки. Вообще же, они
относятся к нам избирательно, но дом стараются хранить и
оберегать, как могут. Потому что в случае его разрушения
разрушаются и их приюты в слое Манику, и бездомные малютки в
большинстве случаев погибают. Лишь немногим удается добраться
до другого убежища.
О Каттараме, области стихиалей минерального царства,
связанных с верхней частью земной коры, я почти ничего не могу
сказать: соответствующего личного опыта у меня нет, а мои
невидимые друзья