Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

благоухающие,

играющие волны, совершенно прозрачные, прохладно-теплые, а

главное - живые, разумные и радующиеся нам.

Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и

от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев

кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла

проносятся над лугами, - это стихиали Вайиты играют и празднуют

вместе с детьми Фальторы - области стихиалей лугов и полей. В

нас не остается ни единого мутного помысла, - может показаться,

что это и есть утраченный рай, пыль 'житейского попечения'

сдувается с души чистыми дыханиями и, кроме всепоглощающей

любви к Природе, мы не в состоянии испытывать ничего.

Сквозь бегущие воды мирных рек просвечивает мир воистину

невыразимой прелести. Есть особая иерархия - я издавна привык

называть ее душами рек, хотя теперь понимаю, что это выражение

не точно. Каждая река обладает такой 'душой', единственной и

неповторимой. Внешний слой ее вечнотекущей плоти мы видим, как

струи реки; ее подлинная душа - в Небесной России или в другой

небесной стране, если она течет по землям другой культуры

Энрофа. Но внутренний слой ее плоти, эфирной, который она

пронизывает несравненно живей и где она проявляется почти с

полной сознательностью, - он находится в мире, смежном с нами и

называемом Лиурною. Блаженство ее жизни заключается в том, что

она непрерывно отдает оба потока своей струящейся плоти большей

реке, а та - морю, но плоть не скудеет, все струясь и струясь

от истока к устью.

Невозможно найти слова, чтобы выразить очарование этих

существ, таких радостных, смеющихся, милых, чистых и мирных,

что никакая человеческая нежность не сравнима с их нежностью,

кроме разве нежности самых светлых и любящих дочерей

человеческих. И если нам посчастливилось воспринять Лиурну

душой и телом, погружая тело в струи реки, эфирное тело - в

струи Лиурны, а душу - в ее душу, сияющую в затомисе, - на

берег выйдешь с таким чистым, просветлевшим и радостным

сердцем, каким мог бы обладать человек до грехопадения.

Воздействием на человеческую душу с Лиурною отчасти схож

Вланмим - область стихиалей верхних слоев моря. Ландшафт этого

мира - ярко-синий, ритмически волнующийся океан, - такой

нежно-яркой, упоительной синевы в Энрофе не существует, - а

волны его зацветают не пеной, но молочно-белыми ажурными

сферами, похожими на большие цветы: цветы распускаются и тают

на глазах, распускаются и снова тают. Стихиали Лиурны -

женственной природы, Вланмима - мужской, но это не имеет

никакого отношения к размножению, хотя соединение реки с морем

есть выражение любви стихиалей этих двух миров между собою.

Вланмим тоже способен делать нас более мудрыми и чистыми, но он

открыт снизу воздействиям мрачных стихиалей морских глубин -

Нугурта, а потому он суровее. Воздействие его заметно на

душевном складе и даже физическом облике людей, повседневно

соприкасающихся с ним, хотя бы и за порогом своего сознания: на

рыбаках и, отчасти, моряках. На последних, впрочем, слишком

заметна печать еще других, не светлых стихиалей: хозяев Нугурта

- с одной стороны, Нибрусков и Дуггура - стихиалей больших

портовых городов - с другой. Рыбаки же получили от излучений

Вланмима черту, отличающую их от остального народа: сочетание

чистоты, мужества и грубоватой, немного жестокой силы с детскою

цельностью души.

Повсюду над землей и морями простерт Зунгуф - область

стихиалей воздушной влаги, творящих облака, дождь, росу и

туман. Зунгуф не отделен определенной границей от Ирудраны -

области стихиалей, чья деятельность проявляется в Энрофе

грозами, отчасти ураганами; оба эти слоя переливаются друг в

друга, как и их существа. Приоткрывается тот самый трансмиф,

что брезжил в древних мифологемах народов, вызывая в их

творческом воображении титанические образы громовников: Индра,

Перун, Тор. О, если бы древние, привнося в эти образы, как и во

все, человеческие черты, могли знать, как бесконечно далеки эти

существа от малейшего сходства с человеком! - И когда струи

ливня обрушиваются на землю и бурные, веселые дети Зунгуфа

ликуют, то припадая к земле и поверхности вод, то отпрядывая

вверх, в бурлящий водяной стихией воздух - выше, в Ирудране,

бушуют рати существ, не похожих на Тора и Индру ничем, кроме

веселой воинственности: