аистам,
проявляется даже покровительство. Что касается остальных
животных, от ящериц и лягушек до галок и сорок, то их иногда
ловят для научных опытов или просто для забавы, мальчишки
швыряют в них камнями, но чаще их просто не замечают с высоты
своего величия.
Такова схема, конечно, очень грубая, утилитарного
отношения к животным. Эмоциональный же элемент заключается в
том, что большинство из нас способно испытывать к тем или
другим видам и особям род симпатии либо настоящей
привязанности, либо эстетического восхищения. Кроме того,
многим еще свойственно, слава Богу, общее сострадательное
сочувствие к животным: отчасти этому сочувствию звериный мир
обязан тем, что во многих странах имеется даже законодательство
по вопросам их охраны и функционирует сеть добровольных
обществ, этой охране себя специально посвятивших. В соединении
с таким могучим союзником, как утилитарная забота о том, чтобы
ценные в промысловом отношении виды не были совершенно
истреблены, это эмоциональное отношение сделало возможным
учреждение заповедников. А в порядке исключения некоторые
заповедники и вовсе не имеют утилитарного смысла - например,
существующие во многих местах питательные пункты для голубей.
Я говорю, разумеется, об отношении к животным в Европе,
Америке, многих странах Востока. Но Индия являет собою совсем
иную картину. Брахманизм, как известно, издавна запретил
вкушение различных сортов мяса, свел фактическое питание
человека к молочной и растительной пище, обработку кож и мехов
объявил греховным и нечистым делом, а корову и некоторые другие
виды провозгласил священными животными.
И прекрасно сделал.
Европейца, конечно, смешит и возмущает зрелище коровы,
невозбранно разгуливающей по базару и берущей с любого лотка
все, что ей приглянется. Не буду оспаривать, что религиозное
поклонение корове - специфика только индийского мироотношения и
быть предметом подражания в наш век не может. Но чувство,
лежащее в основе этого поклонения, так чисто, возвышенно, так
свято, что само заслуживает преклонения перед ним. Это
психологическое основание культа коровы хорошо разъяснил Ганди.
Он указал, что корова в данном случае есть олицетворение всего
живого, стоящего ниже человека; смиренное преклонение перед
ней, служение ей в виде бескорыстного за ней ухода, ласки и
украшения выражает религиозную идею и этическое чувство нашего
долга перед этим миром живых существ, идею покровительства и
помощи всему слабому, нижестоящему, всему, не успевшему еще
развиться до высших форм; больше того: это есть еще и выражение
иррационального чувства глубокой общечеловеческой вины перед
звериным царством, ибо человек выделился из этого царства ценой
отставания и деградации более слабых. Выделился - и,
выделившись, усугубил свою вину беспощадной эксплуатацией
слабейших; с течением веков эта общечеловеческая вина росла,
как снежный ком, и наконец достигла необозримых, неохватываемых
размеров.
Слава тому народу, который сумел возвыситься до такого
понимания, не в уме единиц, а в совести множества!
Что, какую идею, какую этику можем противопоставить этой
этике мы, мы, кичащиеся тем, что столько веков исповедуем
христианство?
В моей жизни был один случай, о котором я должен здесь
рассказать. Это тяжело, но я бы не хотел, чтобы на основании
этой главы о животных у кого-нибудь возникло такое
представление об авторе, какого он не заслуживает. - Дело в
том, что однажды, несколько десятков лет назад, я совершил
сознательно, даже нарочно, безобразный, мерзкий поступок в
отношении одного животного, к тому же принадлежавшего к
категории 'друзей человека'. Случилось это потому, что тогда я
проходил через некоторый этап или, лучше сказать, зигзаг
внутреннего пути, в высшей степени темный. Я решил
практиковать, как я тогда выражался, 'служение Злу' - идея,
незрелая до глупости, но благодаря романтическому флеру, в
который я ее облек, завладевшая моим воображением и повлекшая
за собой цепь поступков, один возмутительнее другого. Мне
захотелось узнать, наконец, есть ли на свете какое-либо
действие, настолько низкое, мелкое и бесчеловечное, что я его
не осмелился бы совершить именно вследствие мелкого характера
этой