взаимопожирании основано
все - это ложь. Или мало животных, питающихся растительной
пищей? Или не вырвали Провиденциальные силы из лап Гагтунгра
сотни видов животных хотя бы в этом одном отношении? Разве мало
среди природы совершенно безобидных существ, даже физически не
приспособленных к мясной пище? Главное же - как под
человеческим черепом смеет вообще шевелиться мысль, будто нравы
животных могут нам служить образцом поведения? А если наших
охотников восхищает 'мужественность' в поведении хищников
(кстати, это не столько 'мужественность', сколько просто
уверенность в своей физической силе и безнаказанности), то
почему же не подражать этому хищнику, например волку, и в
другом - ну, скажем, в растерзывании раненого или ослабевшего
члена собственной стаи? Да и на каком основан ни
останавливаться в своем подражательстве именно на хищных
млекопитающих? Почему бы не взять за образец еще более
разительные обычаи - например, те, что царят у пауков: ведь там
самец пожирается самкой сразу после оплодотворения? Думаю, что
эта блестящая идея не приходит в голову нашим апологетам
'звериного начала' лишь потому, что они, как правило,
принадлежат к мужской половине человеческою рода. Если бы у
пауков самку пожирал бы после родов самец, уж нашлись бы,
вероятно, среди нас адепты столь мужественного образа действия.
Но при всей своей уродливости, охотничий спорт не приносит
теперь столько зла, сколько другой его источник, открывшийся,
увы, лишь недавно, с развитием науки и просвещения.
Беру 'Практическое руководство для учителей средней школы,
принадлежащее перу некоего Я. А. Цингера и выпущенное
Учпедгизом в 1947 г. под заглавием 'Простейшие'. Раскрываю на
стр. 60 и читаю наставление о том, как на уроке естествознания
следует ставить опыт по извлечению паразитов грегарин из
кишечника мучного червя: 'Червя вскрывают со спинной стороны и
выделяют участок кишечника. Можно и просто отрезать у червя
голову и задний участок и затем пинцетом вытащить кишечник
сзади... Содержимое кишечника выдавливают на предметное стекло
и, смочив водой, рассматривают при малом увеличении'.
А что, рвоты у зрителей при этом не случается? уже
привыкли? уже научились, с помощью педагога, подавлять в себе
ужас и отвращение? уже умеют называть сентиментальностью
естественную жалость? Пожалуй, даже 'девчонкой' назовут
мальчика, у которого при этом дрогнут руки или в глазах
появятся боль, гадливость и стыд.
Переворачиваю две страницы. 'Лягушку усыпляют эфиром...
Можно и проще: взяв лягушку за задние ноги и держа брюшком
кверху, сильно и быстро ударяют головой о выступ стола. Затем
лягушку вскрывают с брюшной стороны...'
Может быть, действительно, таким способом дети получают
наглядное представление о паразитах в кишечнике лягушки:
представление, конечно, насущно необходимое каждому, без него
невозможно жить. Но не менее наглядно демонстрирует педагог,
любитель действий 'попроще', также и человеческую гнусность.
Я еще не затрагиваю принципиального вопроса о том, могут
ли естественные науки обходиться без опытов на 'живом
материале'. Но даже если бы эти опыты были печальной
необходимостью, где же аргументы в пользу того, чтобы к ним
приучать всех детей школьного возраста? Из этих детей не более
20% изберут какую-либо естественнонаучную или медицинскую
специальность. Ради чего же глушить элементарное чувство
жалости, калечить самые основы совести у остальных 80%? Ради
какого еще выдуманного 'блага человечества' уничтожать лишние
десятки и сотни тысяч подопытных животных? Для чего и зачем, по
какому, наконец, праву уроки естествознания в школе превращать
в уроки убийства и мучительства бессловесных? Как будто нельзя
заменить эту кровавую кухню диапозитивами, моделями, муляжами!
А если идти по старой дороге, то ведь сказав А, надо говорить и
Б. Коли принять к руководству наглядный метод обучения, то
почему бы учителю истории, рассказывающему об инквизиции, не
устроить поучительную инсценировку, чтобы доходчиво
растолковать ребятам, как применялись испанские сапоги,
гаррота, дыба и прочие достижения науки и техники того времени?
А теперь еще несколько слов о 'живом материале' вообще.
Кстати, естественники так привыкли