Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

о

лицах Пресвятой Троицы*.

=================================================

* Было бы чрезвычайно интересно увидеть когда-нибудь

капитальное исследование, посвященное истории и развитию идеи

Вечной Женственности хотя бы в христианских культурах. Но,

конечно, такое исследование очень выиграло бы, если бы в рамки

его были включены и другие религии, по крайней мере те, в

пантеонах которых обрисовались образы великих милосердных

богинь: индуизм, Махаяна, древние политеистические ученья и,

разумеется, гностицизм.

=================================================

Я встречал немало людей, в культурном и умственном

отношении весьма утонченных и обладающих несомненным духовным

опытом и, однако же, удивлявшихся и даже оскорблявшихся самым

принципом: переносом, как им казалось, различий пола и вообще

человеческих категорий на миры высочайшей реальности и даже в

тайну Самого Божества. Им это представлялось следствием древней

склонности к антропоморфизации духовных сфер нашим ограниченным

человеческим сознанием. Из весьма схожих (психологически)

источников вытекает, между прочим, протест строгого

магометанского монотеизма против идеи Троичности и против

культа Богоматери. И потому же с такой нетерпимостью

отталкиваются деизм и современный абстрактный космополитический

монизм от представлений о Троице, от веры в иерархии и,

конечно, от идеи Вечной Женственности. Повторяется, как это ни

смешно, даже обвинение в многобожии, брошенное христианству

Мухаммедом 1300 лет назад.

В основе подобных обвинений лежит либо слишком упрощенное

понимание христианских идей, либо нежелание вникнуть в глубину

вопроса. Ни в историческом христианстве, ни тем менее в данной

концепции, никакого переноса человеческих категорий на Божество

нет, а есть нечто принципиально обратное. Единство Божие не

подвергается, разумеется, ничьему сомнению: наивно было бы

искать здесь возвращения ко временам Карфагена, Ура или

Гелиополиса. Ипостаси - это различные выявления Единой Сущности

вовне; это - то, как открывается Она миру, а не какою пребывает

в Себе. Но выявления вовне столь же абсолютно реальны, как и

пребывание в Себе; поэтому ипостаси не могут быть приняты ни в

коем случае за иллюзии или за аберрации нашего сознания.

Выявляясь вовне, Единый проявляет некую присущую Ему

внутреннюю полярность. Сущность этой полярности внутри Божества

для нас трансцендентна. Но, выявляясь вовне, она воспринимается

нами, как полярность двух друг к другу тяготеющих и друг без

друга не пребывающих начал, извечно и присно соединяющихся в

творческой любви и дающих начало третьему и завершающему: Сыну,

Основе Вселенной, Логосу. Истекая во вселенную, божественность

сохраняет эту присущую ей полярность; ею пронизана вся

духовность и вся материальность вселенной. На различных

ступенях бытия она выражается различно. В слое неорганической

материи, который доступен всеобщему человеческому восприятию,

ее можно усмотреть, вероятно, в основе того, что мы именуем

всеобщим законом тяготения, в полярности электричества и во

многом другом. В органической же материи нашего слоя, здесь,

эта полярность Божественного проявляется в противозначности

мужского и женского начал. Повторяю и подчеркиваю: здесь, ибо

лежащая в основе этой противозначности полярность Божества,

сама в себе, в своей сути, не может быть понятна.

Вот почему Божественную Женственность мы именуем Матерью

Логоса и через Него всей вселенной. Но извечный союз между

Отцом и Матерью не изменяет Ее предвечной сущности; именно

поэтому мы именуем Матерь миров Приснодевою.

Таким образом, в учении о Троице и о Женственном аспекте

Божества наличествует не перенесение 'слишком человеческого' на

сферы горние, а, напротив, понимание объективной полярности

наших слоев - мужского и женского начал - как проекции

непостижимой для нас полярности в существе Бога. 'Бог есть

любовь', - сказал Иоанн. Будут сменяться века, потом эоны,

наконец, брамфатуры и галактики; каждый из нас, рано или

поздно, достигнет Плеромы - божественной Полноты и вступит в

родимое Лоно уже не только как дитя, но и как брат Божий; наши

нынешние представления о Божестве исчезнут из памяти, как

бледные, отцветшие, ненужные больше тени; но и тогда истина о

том, что Бог есть