любовь, не утратит своей истинности. Бог
любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но
Каждая из таящихся в Нем Непостижимостей обращена любовью на
другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец
- Приснодева-Матерь - Сын.
Высочайшая из тайн, внутренняя тайна Божества, тайна любви
Отца и Матери, отнюдь не 'отражается' в человеческой любви,
какой бы то ни было: ничто в мире конечном не может быть
соизмеримо или подобно сущности этой тайны. Но и ничто в мире,
за исключением того, что исходит от начал богоотступнических,
не может быть сторонним по отношению к этой тайне. В
человеческой любви вообще, то есть в любви ко всему живому,
выражается (а не отражается) существо Триединого, - существо,
которое есть любовь. В любви же мужчины и женщины выражается (а
не отражается) внутренняя тайна союза Отца и Матери в той мере,
в какой она нас достигает, будучи преломленной множеством слоев
космического ряда. В этом и заключается коренное,
онтологическое различие двух областей нашей духовной жизни, не
имеющих между собой почти ничего общего, но на нашем нищем
языке выражаемых одним и тем же словом.
Любовь ко всему сущему давно уже стала - если не на
практике, то в идее - религиозной основой, и даже не в одном
только христианстве. От грядущего надо ожидать все большего
расширения того, что охватывается любовью. Правда, в
безрелигиозных учениях современности явно выражено отступление
вспять, к любви в крайне суженном смысле: к своему
государственному коллективу, к его союзникам и сторонникам за
рубежом, к своей семье и своим друзьям - и только. Но это
явление сугубо временное, обусловленное всем характером
безрелигиозной эпохи с ее ограниченной и сниженной моралью, и
срок ему - тот же, что и всему безрелигиозному этапу развития.
Следующая же религиозная эпоха потому и будет новой, что
провозгласит и будет стремиться осуществить охват любовью всего
человечества, всех царств Природы и всех восходящих иерархий*.
В далеком будущем откроются еще большие духовные возможности.
Станет доступной и необходимой даже любовь к демонам. Уже и в
прошлом некоторые из святых возвышались до такой любви. Но
опережать самих себя, воспитывать в своей душе, еще несвободной
от соблазнов, еще не охватившей любовью даже человечества и
царства животных, любовь к исконным врагам Бога и всего живого,
значит подвергать угрозе восходящий путь собственной души.
Демоны только и ждут, чтобы их пожалели. Но ждут, конечно, не
потому, что им эта жалость нужна (они одержимы гордыней и
человеческую жалость презирают), но потому, что от такой
жалости к ним человека - один шаг к его сомнению в их
неправоте, а от подобного сомнения - рукой подать до
богоборческого искушения и до бунта; бунт же предопределяет
подпадение души жестокому воздаянию и порождению душой
излучений страдания, гавваха, в том именно изобилии, о каком
мечтают демоны для поддержания своих жизненных сил. Поэтому
любовь к демонам в высшей степени опасна для всякого, кроме уже
просветленной души. Просветленная же душа будет понимать сама,
как можно любить, не испытывая при этом ни сочувствия (потому
что сочувствие кому-либо невозможно без сочувствия его основной
деятельности, а деятельность демонов направлена только ко злу),
ни сорадования (потому что они радуются только тому, что
противно Провидению). Эта любовь может выражаться только в
чувстве величайшей жалости, в вере в их конечное просветление и
в готовности отдать все, кроме своей верности Божеству, ради
этого просветления.
=================================================
* В главе о животном царстве уже было указано на
единственное исключение - на класс живых существ, который не
может и не должен быть очерчен кругом любви в условиях текущего
эона: на паразитов. Здесь перед нами этическая задача,
разрешить которую на настоящей ступени восхождения мы не в
состоянии. На этот счет не следует создавать себе никаких
иллюзий.
=================================================
Но ведь любовь ко всему сущему - это практически только
одна сторона проблемы. Как же быть с другой стороной нашей
жизни - и внешней и внутренней, - той, которая включает в себя
все, именуемое любовью между мужчиной и женщиной?