подготовленная внутренней метаисторией России, Великая
Смута осложнилась, как известно, тем, что на западе, у самых
границ и даже частично на русской земле, сформировалось
государство Польско-Литовское: такое же молодое, как сама
Россия, и также вступившее на путь воинственного расширения.
В связи с излагаемой концепцией это государство понуждает
заговорить о нем лишь один раз, именно теперь. Разумеется,
какие-либо соображения по поводу столь обширной и сложной темы,
как метаистория Польши, были бы здесь неуместны; да я и не имею
на них никакого права. Совершенно необходимо лишь одно: указать
на существование под государственностью этой страны в ту эпоху
некоего инфрафизического существа, которое я решаюсь назвать,
не вдаваясь в детализацию, уицраором Польши. Сложные отношения,
связывавшие это молодое и слабое, но уже обуреваемое
претензиями существо с воинствующим демоном папства,
способствовали кристаллизации в польских правящих кругах
определенного умонастроения. Оно сводилось к весьма
эмоциональной идее создания сильной державы на восточной
окраине католической цивилизации за счет и против России. Как
идеал рисовалась возможность искоренения в России православной
культуры, подпадение этой страны под власть польской
государственности и включение русских как малой и отсталой
нации в число сателлитов романо-католического сверхнарода.
В поисках человеческой личности, способной стать его
временным орудием, уицраор Польши обнаружил в Энрофе существо,
еще совершенно безвестное, но глубоко убежденное в своих правах
на российский престол и готовое ради достижения этой цели на
союз хотя бы с самим чертом.
Способствовать уяснению вопроса о происхождении и
настоящем имени этого человека метаисторическое созерцание,
само собой разумеется, не может. Оно может в данном случае
привести лишь к одному: обнаружению в существе незнакомца
некоего компонента, который обладал незыблемой уверенностью в
своей органической связи с ранее царствовавшей в России
династией, в своих правах на занятый узурпатором трон и в долге
мщения этому узурпатору.
Железная непоколебимость, чтобы не сказать маниакальность
этой идеи, находится в поражающем противоречии с человеческим
характером Лжедмитрия - непостоянным, беззаботным и ветреным.
Этот человек мог впадать в малодушное отчаяние и приходить в
безосновательный восторг, мог строить легкомысленнейшие планы и
беззаветно отдаваться, забывая все, чувственным влечениям. Он
был способен поставить под угрозу срыва свой замысел ради
страсти к миловидной полячке, чтобы назавтра ей изменить с
приглянувшейся ему Ксенией Годуновой. Самого себя он
представлял с равною легкостью то в короне императора (не царя
только, а именно императора), то в рубище изгнанника. Но идея -
не идея даже, а иррациональное чувство своего права на престол,
своей царственности, не померкло в нем никогда. Потрясающее
впечатление производит последняя минута его жизни, когда он,
простертый на кремлевских камнях, с разбитою грудной клеткой и
сломанной ногой, видел над собой обнаженные мечи и разъяренные
лица преследователей. Именно о праве на престол, и только об
этом пролепетал, почти уже бессвязно, его костенеющий язык.
Подобная двойственность существа естественна при наличии в
нем некоего инородного Я, двойственность эта может не
осознаваться ее носителем (для осознания ее требуются
некоторые, не часто встречающиеся особенности), но уже само
пассивное наличие этого инородного компонента ведет к
катастрофической декоординации между жизненной целью человека и
его характером, между его данными и его поведением. С
незнакомцем, известным под именем Лжедмитрия I, случилось
именно это. В его личность с ранних лет, может быть почти с
рождением, вкралась и там угнездилась одна из множества
бесприютно мечущихся скорлуп, ищущих пристанища в живых
существах, - тех скорлуп, тех клочьев, на которые распалась
часть существа Грозного, ставшая добычей Велги. Чтобы не
повторять каждый раз, как я заговорю о них, многословных
описаний, я буду впредь применять к этим обрывкам личности
термин 'микро-эго'.
Уверенность в своей идентичности убитому царевичу была,
очевидно, лишь индивидуальной аберрацией