сознания этого
человека, естественной для элементарного склада его натуры,
чуждой всякому мистицизму и склонности к самоанализу.
Иррациональное чувство своей царственности требовало
рассудочного обоснования, оправдания. И невозможно было бы
найти обоснование, более правдоподобное, чем то, которое было
сначала подсказано рассудком, а потом слилось с основною идеей.
Таким образом, из ряда вон выходящая судьба Лжедмитрия
определилась (поскольку она вообще определялась причинами
внутренними) двумя факторами: обрывком существа погибшего
родомысла-тирана - и собственным складом характера незнакомца.
Эта несгармонированность и породила действия, не только не
приведенные в соответствие с основной целью, но и фатальным
образом ей противоречившие.
В длинном ряду странных - странных именно своей
элементарностью - ошибок незнакомца две особенно бросаются в
глаза. Одна заключалась, конечно, в тех отношениях, которыми он
связал себя с Мариной, женщиной весьма хитрой, но начисто
лишенной государственного смысла. Известно, что именно Марина
оказалась одним из главных возбудителей конфликта между
Лжедмитрием и московским обществом; именно с ней и за ней
шляхта притащила в Москву навыки безалаберного государственного
быта Польши, всю его анархию, произвол, все его воинствующее
чванство. Другая же ошибка Лжедмитрия состояла в полном
непонимании им своего положения в Москве и в целой цепочке его
промахов во время царствования. Эти промахи (начиная с
помилования Шуйского после раскрытия первого заговора и кончая
демонстративным пренебрежением всеми традициями и навыками
московского уклада) подливали масло в огонь конфликта до тех
пор, пока не привели к катастрофе. Они показывают лишний раз,
как чужеродна была для этой беспечной и, в сущности,
добродушной натуры завладевшая ею жизненная идея.
Метаисторической инстанцией, наиболее активно
проявлявшейся тогда в силах московского общества, оставался,
кроме Велги, ослабевший демон великодержавной
государственности. Он был еще жив, и ничего, кроме смертельной
схватки между двумя уицраорами, не могло произойти в итоге
воцарения Лжедмитрия. Для того чтобы, напрягая силы, погубить
врага в своем географическом средоточии, в Кремле, куда силы
уицраора Польши едва могли дотянуться, Жрутр был еще достаточно
активен. Главное же - сама Велга больше не нуждалась в своем
орудии: расшатав центральную власть в государстве, вмешав в
жизнь страны чужеземные силы, потряся своим самозванством все
привычные нормы и авторитеты в целом поколении русских,
незнакомец отыграл свою роль.
Рассуждения о том, что некоторыми свойствами своего ума
Лжедмитрий стоял выше московского общества того времени и о
том, что если бы не стечение обстоятельств, определивших удачу
государственного переворота в мае 1606 года, царь мог бы
достойно продолжать наиболее прогрессивные начинания своих
предшественников, - с метаисторической точки зрения лишены
смысла. Каковы ни были бы его субъективные намерения,
Лжедмитрий оставался пришлецом, лишенным органических связей с
русской культурой и государственностью. Он не поддерживался на
своем шатком троне ни иерархиями сверхнарода, ни демоном
великодержавия, ни даже той инфрафизической хищницей, чьи силы
помогали ему ранее в борьбе за власть. Неполный год - самый
естественный срок для царствования подобного фантома.
Когда перед метаисториком предстает такой ряд вопросов,
как свидетельства современников о различных темных чудесах над
растерзанным и поруганным телом самозванца, его не интересует,
имели ли место в действительности подобные факты так, как они
описываются. Как искаженно ни преломлялись бы факты в стиле
наивной фантастики магически-религиозным сознанием эпохи, сами
по себе - и даже именно так, как они описываются
современниками, - они говорят о некотором метаисторическом
опыте, пережитом в ту эпоху не единицами, а огромными
человеческими множествами и засвидетельствованном
разнообразными авторами. Сквозь эти образы проступает жгучее
ощущение близости буйствующих потусторонних сил, игралищем
которых был незнакомец. Какие сонмища ликовали над его трупом
на Красной площади в эту апокалиптическую