о котором мы говорим.
Поражение его и его инспиратора было обусловлено не только
большей силой демона государственности, но и большей
эпохально-исторической оправданностью его действий. Эта правота
уицраора ощущалась, по-видимому, широкими народными слоями.
Если уже чисто богослужебные реформы Никона вызвали
противодействующее движение столь сильное, что конструктивные
формы старообрядчества, в которые оно отлилось, досуществовали
до наших дней, - то его попытка теократического, вернее
иерократического переворота, должна была испугать еще более
широкие слои, включая подавляющее большинство церковной
иерархии, на которую подобный переворот возложил бы непомерную,
странную, ей самой непонятную и потому невыполнимую
ответственность. От папистских притязаний Никона повеяло смутно
знакомым духом: чем-то напоминали они ту тираническую
тенденцию, которая так страшно обожгла русское общество при
Грозном и уже опять успела дохнуть на него в конце царствования
Бориса. Слишком памятно было всем, какие страдания это несет и
в какие пропасти уводит; а то обстоятельство, что теперь
опасность исходила не от демона государственности, но от
чего-то зловеще неясного, образовавшегося внутри самой церкви,
лишь увеличивало иррациональный, трансфизический страх.
Иерократические поползновения Никона были пресечены, но
потусторонний страх уже не мог быть искоренен одним этим. Из
него и вырос раскол, весь пронизанный этим ужасом перед 'князем
мира сего', уже будто бы пришедшим в мир и сумевшим свить
гнездо в самом святая святых человечества, в церкви. Отсюда -
надклассовость или внеклассовость раскола, к которому примыкали
люди любого состояния или сословия, если только в сердце
зарождался этот инфрафизический страх. Отсюда - неистовая
нетерпимость Аввакума, яростное отрицание им возможности
малейшего компромисса и страстная жажда мученического конца.
Отсюда - непреклонная беспощадность раскольников, готовых, в
случае церковно-политической победы, громоздить гекатомбы из
тел 'детей сатаны'. Отсюда же - та жгучая, нетерпеливая жажда
избавления, окончательного спасения, взыскуемого окончания
мира, которую так трудно понять людям других эпох. И отсюда же,
наконец, тот беспримерный героизм телесного самоуничтожения,
который ставит нас, при вникновении в историю массовых
самосожжений, в тупик, если метаисторическое созерцание нам
чуждо в какой бы то ни было степени, и который потрясает нас до
глубочайшего трепета, если подобный род созерцания приоткрыл
нам природу удивительных этих явлений.
Никон был сослан, умер, но церковь санкционировала его
реформы; проходили десятилетия, а никакого поворота вспять, к
древней вере, даже и не намечалось. И когда демиург,
осуществляя свой всемирный замысел, выдвинул такого колосса,
как Петр; когда Второй Жругр инвольтировал его всей своей
молодой мощью; когда, от лица царя-реформатора государство
отвело церкви небольшой угол в державе, подчинив религию своим
интересам и сузив пределы духовного творчества народа, - тогда
раскол обрел конкретное лицо, на котором сосредоточился его
потусторонний ужас и ненависть. Петр I был объявлен
антихристом.
Напрасно удивляемся мы мелочности чисто формальных, отнюдь
не догматических расхождений между старообрядчеством и
никонианством; с точки зрения сознания XVII века, наполовину
магического и вместе с тем не боявшегося крайних выводов,
антихристов дух вовсе не должен был выразиться непременно в
восстании против Символа веры или в физическом истреблении
религиозной общины. Дух этот представлялся исчадием 'отца лжи',
начинающего со второстепенных внешних подмен и по их лестнице
низводящего уловляемую душу в пучину антикосмоса. И если мы не
можем ощутить сочувствия героям раскола в их идейной
направленности или в их методике, нам доступно зато понимание и
сочувствие великому душевному смятению, раскол вызвавшему.
Правда, эгрегор православия получит должный отпор и
опасность с этой стороны исчезла. Правда, конечно, и то, что за
Петром стояли такие инспираторы, а путь, начертываемый этим
царем, раскрывал такие перспективы, что идея Третьего Рима
могла показаться захолустным провинциализмом. Но это грядущее
сулило, вместе с тем, цепь таких