демиурга, как в той горячей помощи, которую
оказывали великим князьям московским пастыри России - главы
церкви; в том оправдании ими дела собирания Руси высшей
национально-религиозной и нравственной целью, которое как бы
осенило это общерусское движение хоругвью церковного
авторитета. Этот ряд явлений, столь ярко сказавшийся в
деятельности великих московских митрополитов, достигает
наивысшей выразительности в благословении Дмитрия Донского на
битву с татарами величайшим святителем тех времен и в личности
инока Пересвета, открывшего Куликовское сражение своим
единоборством с татарским богатырем.
Когда определилось географическое средоточие Российской
метакультуры, естественно и неизбежно этот национальный
духовный очаг и цитадель государственности должен был
увенчаться физическим подобием вершины сверхнародного
трансмифа: Кремлем Земным. Даймоны и другие силы демиурга,
ниспосылавшиеся им к душе, разуму и воле московских князей и
митрополитов, иноков и бояр, зодчих и иконописцев,
прославленных и безымянных, приоткрывали им те образы Небесной
Руси и Фонгаранды, которые ждали своего отражения в камне и
кирпиче. И это (отражение стало возникать: медленно, трудно, из
года в год и из века в век, утяжеленное, беспорядочное, вечно
перестраивающееся, искаженное случайностями, калечимое
пожарами, нападениями чужеземцев и произволом властей, с
золотым венцом царства - на челе, с клеймом рабства и ранами
мученичества - на лице, - и все же прекраснейшее из всего, что
было возможно при духовном и материальном уровне русского
средневековья.
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЙ МИФ И ПРАРОССИАНСТВО
Сколько-нибудь подробный разбор общего, в высшей степени
широкого и сложного вопроса о метаисторическом значении
православной церкви и, тем более всего христианского мифа, -
это тема для многотомного труда или даже для целого цикла
работ. Но ясно и естественно, что внутренняя мистическая жизнь
русской церкви определялась связью именно с общехристианским
трансмифом и с теми иерархиями и сущностями, космическими и
планетарными, которые почитались русской церковью: с Логосом, с
Богоматерью Марией, с ангельскими чинами и с великими духовными
деятелями общехристианского или византийского прошлого. Высокая
ступень их восхождения открывала перед ними возможность
активной помощи сверху вниз, из затомисов, из Небесного
Иерусалима и Синклита Человечества в слой конкретной
исторической действительности, в Энроф.
На протяжении многих веков христианский миф пронизывал и
окутывал духовную жизнь русского общества, сказываясь
решительно во всех областях культуры тех эпох - от 'плетения
словес', как понимали тогда искусство письменного слова, до
орнаментики посуды или покроя одежды. Но анализ легко обнаружит
в запасе образов, насыщавших эти искусства, и в эстетических
канонах, тогда выработанных, огромный пласт таких, какие не
имеют прямого отношения ни к идеологии, ни к пантеону
христианства.
Травчатые узоры на тканях и поставцах столь же далеки от
христианского мифа в его чистом виде, как Жар-птица наших
сказок, богатыри наших былин, архитектурные особенности наших
теремов или стилизованные петушки и фантастические звери,
украшавшие печи, прялки и коньки изб. Этот пласт образов
восходит, конечно, к дохристианскому мироотношению, к
зачаточной и так и не развившейся славянской мифологии. Но
важно то, что это мироотношение так же сказывается в XVII веке,
как в XII; совершенно перестает быть заметным или, вернее,
меняет свое обличье оно только в XX. Христианским же мифом оно
не было преодолено или ассимилировано никогда. Произошло
другое: параллельное сосуществование двух мироотношений,
характеризующееся разграничением сфер проявления. При этом одно
из них, христианское, быстро добившееся господства в качестве
общегосударственного и общенародного круга идей, вытеснило
своего соперника из целого ряда областей жизни, и прежде всего
- из области обобщающей и систематизирующей мысли. Второе
отношение укрылось в фольклор, в низовое и прикладное
искусство, в народные обряды и заговоры, в быт, но так никогда
и не поднялось до уровня философских или вообще идейных
обобщений.