потребностям грядущих
дней. И вот товарищами его игр в Преображенском оказываются
мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые: ядро
будущей гвардии.
Суровый долг революционера на престоле потребует от него
непримиримости к врагам его государственной идеи. И сердце его
ожесточается с ранних лет такими зрелищами, как кровавые
стрелецкие бунты и казни, и такими человеческими отношениями,
как отношение к нему царевны Софьи.
Если бы всеми этими условиями был окружен обыкновенный, то
есть никакими метаисторическими силами не выпестованный
ребенок, ничего исключительного из него все-таки не получилось
бы. Но при врожденной гениальности, то есть при выработанной
еще ранее силами демиурга и кароссы повышенной способности к
восприятию инспирации посланного ему даймона, - условия села
Преображенского доформировали, дошлифовали это человекоорудие.
Подобное телеологическое рассмотрение могло бы быть
применено к биографии любого человека, принадлежащего к числу
родомыслов, гениев, праведников, при одном условии: при
достаточном количестве биографических сведений, находящихся в
нашем распоряжении.
В чем же состояла историческая задача Петра 1, поскольку
эта задача указывалась демиургом?
Насколько можно отслоить в личности и деяниях Петра эту
задачу от воздействий уицраора и насколько она вообще выразима
в человеческих понятиях, задача эта обрисовывается в следующем
виде:
России суждена всемирная миссия, смысла которой императору
не дано знать. Он должен быть уверен лишь в одном: в ее мировом
характере. Его персональная задача сводится к тому, чтобы
повернуть сверхнарод на путь, ведущий из прозябания в
национальной замкнутости на простор общечеловеческого
становления. При этом народ русский надлежит ввести в круг
передовых народов не в качестве чьего-либо сателлита или
младшего исторического партнера, а в качестве великой державы,
которую другие народы вынуждены будут принимать всерьез с
самого начала. Такой поворот возможен только при условии, если
Россией будут восприняты объективно передовые начала соседней,
старшей культуры, ибо эта культура - одна из двух, сумевших
расторгнуть аристократически сословную ограниченность внутри
себя и локальную изолированность - по отношению к остальному
миру. Для того же, чтобы такой переворот был осуществлен и
результаты его прочны, требуется полное преобразование внутри:
оно упразднит боярство как правящую группу, показавшую свою
неспособность быть на уровне исторических задач, и передаст
ведущую роль дворянству и среднему классу. Почему не
духовенству, не крестьянству? Потому не духовенству, что
господство в государстве этого последнего привело бы к
торжеству эгрегора православия и, в конечном счете, к
иерократической деспотии, наиболее косной из всех деспотий. Не
крестьянству же - потому, что крестьянство было самым отсталым
из всех классов и ему еще веками следовало оказывать помощь,
прежде чем оно смогло бы принять положительное участие в
государственном и социальном творчестве.
Здесь невозможно подробное рассмотрение вопроса о том, в
какой мере историческая деятельность Петра отвечала этому
заданию. Но возможно и необходимо другое: указать на смысл
второй инвольтации, как бы прослаивавшейся между инвольтацией
демиурга и личностью императора и придававшей деятельности
последнего характер, не всегда и не во всем отвечавший желаниям
Яросвета.
Эта инвольтация демона государственности обращалась на
некоторые свойства характера и темперамента Петра, а в иных
случаях - на свойства его рассудка. При этом она искажала ход
его мысли и действий в той мере, в какой этот ход не был
свободен от воздействия этих самых черт характера, темперамента
и рассудка.
Жругр заботливо потрудился над тем, чтобы внедрить в
родомысла свою тираническую тенденцию. Ему удалось в целях
этого переразвить суровую твердость, необходимую и неизбежную в
положении Петра, в неумолимость, внутреннюю свободу от
авторитета - в свирепую лютость ко всяким авторитетам прошлого,
прямолинейную преданность своей идее - в ненависть ко всему,
что ему казалось бесполезным, то есть чего нельзя было обратить
на пользу его идее, а стихийный размах - в бесконтрольную
чувственность и непомерную