грубость. Ирония переросла в
склонность к глумлению. Утилитарность мышления выхолостила
эстетическое начало натуры, введя его в два русла: русло
артистического отношения к ремеслам и русло ремесленного
отношения к искусствам. А в проявлениях жестокости стал порою
различаться явно садистический оттенок.
Из этих качеств проистекли те промахи государственной
мысли, которые привели Петра к деяниям, с точки зрения
метаистории - а, пожалуй, также и истории - ошибочным и
вредным: к неоправданной ничем жестокости в отношении бояр,
стрельцов, раскольников, собственного сына, а главное -
собственного народа, приносившего замыслам своего царя жертвы
мало сказать огромные, но даже иногда не вызывавшиеся
необходимостью; к слепому непониманию настоятельнейшей
исторической потребности - обеспечить рост, а позднее и ведущую
роль среднего класса, - ошибка, имевшая для будущею воистину
роковые значение; к насилиями над церковью, в результате
которых она после Петра оказалась, по выражению позднейших
мыслителей, в параличе, а при третьем уицраоре дошла до такого
низкопоклонства перед собственным врагом, какое в любую другую
эпоху показалось бы совершенно неправдоподобным; к
пренебрежению интересами крестьянства, что повлекло за собой
упрочение крепостного строя и на века затормозило культурное
развитие основного по численности класса российского общества;
и, наконец - к воцарению в стране той атмосферы террора,
обесценения человеческой жизни и неуважения к личности, которая
надолго пережила Петра и сделалась атрибутом самодержавия в
ряде последующих эпох.
Как грандиозна ни была фигура этого императора и сколь
провиденциально необходимой ни являлась его деятельность, но
двойственность инвольтации, воспринятых его бушующим сердцем,
богатырской волей и дальновидным, но утилитарным умом,
превратила родомысла в двойственное существо, перед которым
врата Синклита оказались закрытыми.
Трудно найти более разительную противоположность между
образами двух родомыслов, допустивших глубокий ущерб своей
миссии: тем, кто, будучи вознесен на предельную высоту
единодержавия, непоправимо сорвался с этой крутизны - Иоанном
IV, и Петром, до конца своей жизни продолжавшим, несмотря ни на
что воспринимать инспирацию Яросвета; трудно найти контраст
между ними более разительный, чем тот, что обнаруживается при
сопоставлении обстоятельств смерти их сыновей, Ивана и Алексея.
В одном случае - самоубийственный для династии и государства
акт, совершенный существом, потерявшим человеческий облик и
охваченным бессмысленным бешенством: ярко выраженное проявление
воли Велги. В другом - холодно продуманное и беспощадно,
вопреки собственному человеческому чувству, осуществленное
мероприятие во имя государственной идеи, которой приносится в
жертву собственная плоть и кровь: столь же очевидная
инвольтация демона государственности.
Не менее любопытно, пожалуй, представить обоих царей не
решающими государственные дела, не поражающими татар или
шведов, а пирующими. Один - исподлобья озирающий сотрапезников
и тут же совершающий что-нибудь безобразное; можно даже сказать
монструозное: один раз - поражающий опального боярина посохом в
грудь, в другой раз - откусывающий ухо у кого-нибудь из гостей,
в третий - хохочущий до слез над князем, зашитым в медвежью
шкуру и растерзываемым собаками, в четвертый - заставляющий
какого-нибудь несчастного съесть уд собственного отца.
И - великий государь через полтора столетия: гигант с
мутным взором, но твердо стоящий на широко расставленных ногах,
заставляющий, хохоча и хлопая по плечу бывшего боярина или,
может быть, вчерашнего сапожника либо пирожника, а теперь
сановника, выпить залпом кубок Большого Орла.
Истинно великий человек не может не быть великодушным.
Грозный - огромен; но он лишен великодушия - и он не велик.
Петр же был великодушен - необычным, каким-то великолепным
великодушием. Как чудесно уловил это Пушкин:
То он с подданным мирится;*
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну.
=================================================
* Неточность; у А.С. Пушкина: 'Нет! Он с подданным
мирится...' - Ред.
=================================================