в нем.
Татарщина и вековая борьба за создание национального
государства сталкивали русских лишь с народностями, по
культурному уровню их не превышавшими, и притом сталкивали
почти исключительно на полях битв. В итоге выработался огромный
национальный эгоцентризм, переливавший всеми цветами радуги от
религиозно-мистической гордыни до пошлой обывательской спеси. А
после победы над поляками в 1612 году народ русский вырос в
собственных глазах в некоего исполина, в единственный народ
Божий на земле; недалеко уже было и до той температуры кипения,
которая порождает пары столь бурные, что они в конце концов
взрывают сосуд национально-государственного бытия, как это
случились однажды с народом еврейским. Когда читаешь творения
протопопа Аввакума или знакомишься с эсхатологическими
упованиями других учителей раскола, этот православно-русский
мессианизм ударяет в наш, к счастью, уже невосприимчивый ум с
такою силой, что от этих писаний отшатываешься с чувством,
похожим на то ощущение, которое заставляет нас отдернуть руку
из-под стоградусной паровой струи. Преклоняться перед личным
героизмом раскольников можно и должно. По-своему разделять
чувство породившей раскол трансфизической тревоги - вполне
естественно. Но слава Богу за то, что это движение не стало на
Руси власть имеющим. Народ, возомнивший себя мессией, а все
остальное человечество - блуждающим во тьме, обрекает себя на
одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической
цитадели (вспомним опять-таки еврейство), или на бесплодное
кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые
он счел броней против великих культурных и этических соблазнов:
вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что
всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое
слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество - не
единственно, и всякое самообольщение на этот счет грозит
катастрофой.
Эпоха Петра спасительно перевернула представление русских
о человечестве; теперь оно начало слагаться не из двух, а уже
из трех величин. Во-первых - великая Западная культура (тогда
еще не замечали, что культур на Западе - две:
Романо-католическая и Северо-западная, в основном германская,
тесно связавшая себя с протестантизмом). Эта единая, как
казалось, Западная культура была волшебно-притягивающей,
глубокой, зрелой, многосторонней; культура, удивительная, между
прочим, и тем, что, становясь демократически-трудолюбивой, она
оставалась аристократически-презрительной. Приходилось во
многом идти к ней на выучку.
Во-вторых неопределенное туманище 'диких' и 'языческих'
народов, со включением в эту категорию, по причине собственного
невежества, народов буддийских, индуистских и даже
мусульманских: считалось, что у этих учиться нечему и по
отношению к ним можно в свою очередь усвоить аристократический
взгляд сверху вниз.
И, наконец, собственный сверхнарод: это хоть и не мессия,
но и по объему своему, и по размерам территории, и по ощущению
затаенной в нем силы предназначен, очевидно, к чему-то великому
и вынужден торопливо нагонять упущенное.
Но если попробовать под этим слоем новых представлений
обнаружить какую-либо идейную глубину, мы скоро принуждены
будем остановиться в горестном недоумении. В самом деле: какое
содержание вкладывалось в понятие 'великого будущего' России?
Каким культурным или социальным смыслом оно насыщалось?
В XVIII веке мы не найдем ответа более содержательного,
чем ломоносовская формула, возвещавшая, что 'будет собственных
Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать'.
То есть народ российский окажется не беднее других, выдвигая на
авансцену отдельные личности, одаренные гениальностью. И
только.
Но Ломоносов - сам, быть может, наш первый гений (вестник)
со времен Андрея Рублева - не мог, очевидное дело, не
находиться в той или иной степени под воздействием Яросвета и
Навны. Когда же мы от поэтических формул, пусть до крайности
упрощенных, но все же несущих отсвет этой инспирации, перейдем
к тем пластам национального сознания, которыми владел демон
великодержавной государственности, нас еще более поразит
пустота идеи 'российского величия'.
Сколько бы мы ни разыскивали в высказываниях людей XVIII
века от Меньшикова