до Потемкина и Суворова содержания этой
идеи, мы не найдем ничего, кроме представления о военном,
великодержавном, чисто внешнем могуществе. Этот идеал будет
провозглашаться то сухо повелительным языком приказов и
узаконений, то напыщенной лексикой манифестов, то выкриками
воинской команды, то, наконец, торжественным бряцанием
пиитических лир. Теорию Третьего Рима озарял смутный, но все же
отблеск идеала религиозно-этического. Теперь погасло и это
отдаленное сияние, и привычные словеса о 'православном' царе
выродились в мертвую риторическую фигуру. Да и трудно было, в
самом деле, придавать большое значение православию тех,
величайший из которых забавлял себя и свою столицу зрелищем
'всешутейшего собора', то есть хулиганскими выходками в стиле
тех антирелигиозных шествий и карнавалов, которыми так печально
прославилось добровольное общество 'Безбожник' в двадцатых
годах двадцатого века. Но руководители этого общества не
провозглашали себя, по крайней мере, православными. Напротив:
со всей обнаженностью и резкостью они заявляли о своей
антирелигиозной нетерпимости. Что же можно сказать о
'православии' их далекого предшественника? Конечно, Петр был
личностью сложной, противоречивой, двойственной. Сегодня -
глумление над церковью, завтра - искренняя молитва. Но в
искренность его молитв вряд ли могли верить многие из тех, кто
накануне наблюдал его кощунственные забавы.
Таким образом, уже очень скоро определилась идейная нищета
второго демона государственности; обнажилось его стремление ко
внешнему могуществу как к единственной положительной цели.
Цепь победоносных военных предприятий и плеяда
блистательных героев империи отразили в историческом слое XVIII
века это метаисторическое стремление уицраора. Нужны ли были
эти предприятия - с точки зрения телеологии демиурга Яросвета?
Если бы второй уицраор уже тогда полностью вышел из-под
демиургического водительства, подобно тому, как это случилось с
его предшественником при Грозном, санкция Яросвета была бы
снята уже в XVIII столетии. Однако такое событие, как
Отечественная война 1812 года с ее потрясающим, пробуждающим
народ воздействием, указывает, что даже в эту позднюю эпоху
было возможно действие демиурга и демона государственности, так
сказать, заодно. Стало быть, сколь пустыми ни кажутся нашему
взгляду войны Анны, Елизаветы и Екатерины, но некоторыми из них
преследовалась цель, неясная самим исполнителям, но имеющая
метаисторическое оправдание. Благодаря им к XIX столетию
государство приобрело те географические контуры, которые
совпали в общих чертах с границами сверхнарода. Этим была
устранена опасность, так грозно осуществившаяся в истории
большинства других культур: опасность дробления на несколько
устойчивых государственных единиц, веками раздиравших тело и
душу своего сверхнарода кровопролитной борьбой и духовным
соперничеством.
Но при всем том второй уицраор до самого конца так и не
приобрел действительно мирового кругозора. Может быть, это было
естественно для демона сугубо континентальной нации; во всяком
случае Петр так и не передал своим преемникам, ни ближним, ни
дальним, океанического размаха своей мечты, позднее лишь в
сознании Александра I брезжила, по-видимому, мечта его
прапрадеда, когда он снаряжал одну экспедицию за другой в
кругосветное плавание.
Остальные же носители государственной власти от Бирона до
Николая II повторили в историческом плане слепую ограниченность
того, кто завороженным взором вперился в темноэфирных гигантов
Западной Европы, только их учитывая и только в этой зоне
усматривая смысл своего желаемого торжества.
Идейная нищета принуждала хвататься за предания
исторического прошлого, хоть этим пытаясь возместить
собственное творческое бесплодие. Таково упрямое цепляние
российской государственности за идею своей преемственности от
Византийской империи - жалкий рудимент религиозной концепции
Третьего Рима. Образы двуглавого орла на цитадели Стамбула и
креста на Айя-Софии приковывали к себе ее взор с гипнотической
силой из века в век. Кругом возникали и рушились державы, мир
сотрясали великие революции, на горизонте возникали вновь
открытые материки, рождались идеологические системы, грозившие
не