Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

В

этом - ее ограниченность. Столь же правильны и столь же

ограниченны и все гуманистические нормы, из импульса этой

совести рожденные.

Метаисторическая этика зиждется на абсолютном доверии. В

иных случаях метаисторику может приоткрыться то, ради чего

принесены и чем окупятся такие-то историческое, казалось бы

бессмысленные, жертвы. В других случаях это превышает

вместимость его сознания. В третьих - уясняется, что данные

жертвы и сами исторические обстоятельства, их вызвавшие, суть

проявления сил противобога, вызваны наперекор и вразрез с

замыслами Провиденциальных начал и потому не оправданы ничем.

Но во всех этих случаях метаисторик верен своему единственному

догмату: Ты - благ, и благ Твой промысел. Темное и жестокое -

не от Тебя.

Итак, на поставленный вопрос следует отвечать без

обиняков, сколько бы индивидуальных нравственных сознаний ни

оттолкнуло такое высказывание. Да: всемирной задачей двух

западных сверхнародов является создание такого уровня

цивилизации, на котором объединение земного шара станет реально

возможным, и осуществление в большинстве стран некоторой суммы

морально-правовых норм, еще не очень высоких, но дающих

возможность возникнуть и возобладать идее, уже не от западных

демиургов исходящей и не ими руководимой: идее преобразования

государств в братства параллельно с процессом их объединения

сперва во всемирную федерацию, а впоследствии - в монолитное

человечество, причем различные национальные и культурные уклады

будут в нем не механически объединены аппаратом

государственного насилия, но спаяны духовностью и высокою

этикой. Этот процесс будет возглавлен все возрастающим

контингентом людей, воспитывающих в новых поколениях идеал

человека облагороженного образа; однако этот этап находится уже

за пределами долженствования западных культур как таковых.

Развиться именно так, чтобы выработать и распространить

указанную сумму предварительно необходимых морально-правовых

норм оказалась способной только одна Северо-западная культура.

Колониальная экспансия произошла ранее, чем они были

выработаны; вырабатывались они северо-западными нациями

параллельно, синхронически с порабощением и истощением

колонизуемых. Только к XX веку принципы эти уяснились и

утвердились в северо-западных обществах настолько, чтобы начать

свое распространение и вовне; и тогда экспансия военная стала

сменяться экспансией социально-правовых идей. Мы не знаем,

сколько еще веков должны были бы народы Востока и Юга пребывать

на уровне социально-правового примитива, если бы

демократические, гуманистические, социально-экономические

понятия не хлынули бы в их сознание из поработившей их и их же

теперь освобождающей западной цивилизации. Освобождающей -

вопреки собственному колониализму, просто в силу логики вещей;

освобождающей не только от ее собственного угнетения, но от

тысячелетнего феодального хаоса, от гнета древних выдохшихся

идей и окостеневших форм жизни и от множества других зол. А

ведь это - только начало этапа, действительно всемирного, когда

человечество будет пожинать плоды, посеянные на полях всех

стран земли этою беспощадно кровавой и высокогуманной

цивилизацией.

Разбираемый вопрос представляется мне настолько важным,

что я рискну задержать внимание читателя еще на одном примере,

более частном, но не менее сложном. Нас оскорбляет и ужасает

злодейское уничтожение испанскими завоевателями царства и

культуры Перу. Никаких оправданий для преступлений испанских

конкистадоров измыслить невозможно; посмертная судьба каждого

из них была, надо полагать, ужасна. Но это - только одна

сторона катастрофы, разразившейся в Южной Америке в 1532 году.

Другую понять несравненно труднее.

Трудно принять то, что удивительнейшая и своеобразнейшая

империя инков (для историка, впрочем, остающаяся только

любопытным локальным раритетом) для метаисторического

созерцания предстает феноменом совершенно другого масштаба,

эмбрионом неосуществленного образования, грандиозного и

устрашающего, чреватого срывом необозримых человеческих

множеств с предательски скрытой духовной крутизны.

К моменту появления испанцев империя инков уже

распространила почти на четверть