этом - ее ограниченность. Столь же правильны и столь же
ограниченны и все гуманистические нормы, из импульса этой
совести рожденные.
Метаисторическая этика зиждется на абсолютном доверии. В
иных случаях метаисторику может приоткрыться то, ради чего
принесены и чем окупятся такие-то историческое, казалось бы
бессмысленные, жертвы. В других случаях это превышает
вместимость его сознания. В третьих - уясняется, что данные
жертвы и сами исторические обстоятельства, их вызвавшие, суть
проявления сил противобога, вызваны наперекор и вразрез с
замыслами Провиденциальных начал и потому не оправданы ничем.
Но во всех этих случаях метаисторик верен своему единственному
догмату: Ты - благ, и благ Твой промысел. Темное и жестокое -
не от Тебя.
Итак, на поставленный вопрос следует отвечать без
обиняков, сколько бы индивидуальных нравственных сознаний ни
оттолкнуло такое высказывание. Да: всемирной задачей двух
западных сверхнародов является создание такого уровня
цивилизации, на котором объединение земного шара станет реально
возможным, и осуществление в большинстве стран некоторой суммы
морально-правовых норм, еще не очень высоких, но дающих
возможность возникнуть и возобладать идее, уже не от западных
демиургов исходящей и не ими руководимой: идее преобразования
государств в братства параллельно с процессом их объединения
сперва во всемирную федерацию, а впоследствии - в монолитное
человечество, причем различные национальные и культурные уклады
будут в нем не механически объединены аппаратом
государственного насилия, но спаяны духовностью и высокою
этикой. Этот процесс будет возглавлен все возрастающим
контингентом людей, воспитывающих в новых поколениях идеал
человека облагороженного образа; однако этот этап находится уже
за пределами долженствования западных культур как таковых.
Развиться именно так, чтобы выработать и распространить
указанную сумму предварительно необходимых морально-правовых
норм оказалась способной только одна Северо-западная культура.
Колониальная экспансия произошла ранее, чем они были
выработаны; вырабатывались они северо-западными нациями
параллельно, синхронически с порабощением и истощением
колонизуемых. Только к XX веку принципы эти уяснились и
утвердились в северо-западных обществах настолько, чтобы начать
свое распространение и вовне; и тогда экспансия военная стала
сменяться экспансией социально-правовых идей. Мы не знаем,
сколько еще веков должны были бы народы Востока и Юга пребывать
на уровне социально-правового примитива, если бы
демократические, гуманистические, социально-экономические
понятия не хлынули бы в их сознание из поработившей их и их же
теперь освобождающей западной цивилизации. Освобождающей -
вопреки собственному колониализму, просто в силу логики вещей;
освобождающей не только от ее собственного угнетения, но от
тысячелетнего феодального хаоса, от гнета древних выдохшихся
идей и окостеневших форм жизни и от множества других зол. А
ведь это - только начало этапа, действительно всемирного, когда
человечество будет пожинать плоды, посеянные на полях всех
стран земли этою беспощадно кровавой и высокогуманной
цивилизацией.
Разбираемый вопрос представляется мне настолько важным,
что я рискну задержать внимание читателя еще на одном примере,
более частном, но не менее сложном. Нас оскорбляет и ужасает
злодейское уничтожение испанскими завоевателями царства и
культуры Перу. Никаких оправданий для преступлений испанских
конкистадоров измыслить невозможно; посмертная судьба каждого
из них была, надо полагать, ужасна. Но это - только одна
сторона катастрофы, разразившейся в Южной Америке в 1532 году.
Другую понять несравненно труднее.
Трудно принять то, что удивительнейшая и своеобразнейшая
империя инков (для историка, впрочем, остающаяся только
любопытным локальным раритетом) для метаисторического
созерцания предстает феноменом совершенно другого масштаба,
эмбрионом неосуществленного образования, грандиозного и
устрашающего, чреватого срывом необозримых человеческих
множеств с предательски скрытой духовной крутизны.
К моменту появления испанцев империя инков уже
распространила почти на четверть