Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

уровень материального благосостояния и

соответствующий ему уровень требований к жизни. Не говоря уже

об этом как о полном, безотносительном зле, не возвышавшем, а

принижавшем человека, поймем, что без этого фактора формация

третьего уицраора - этого монстра XX столетия - не получила бы

возможности развернуть свою методику, мыслимую лишь в обществе,

приученном ко всевозможным лишениям, убожеству и нищете.

Второе следствие - нравственно-психологическое. Это -

устойчивые, глубоко вкорененные в психологию народных масс

навыки рабского мироотношения: отсутствие комплекса гражданских

чувств и идей, унизительная покорность, неуважение к личности

и, наконец, склонность превращаться в деспота, если игра случая

вознесла раба выше привычной для него ступени. Как трагически

звучит признание, сделанное уже на пороге XX века одним из

корифеев нашей литературы, Чеховым, о том, что даже он - он! -

годами, всю жизнь, 'по капле выдавливал из себя раба'.

Без этой трудно и долго изживавшейся психологической

особенности возникновение и пышный расцвет третьего уицраора

были бы невозможны также.

Третье следствие - религиозное в широком смысле. Из

рабской психологии, из убожества требований и стремлений, из

узости кругозора, из нищеты проистек и паралич

духовно-творческого импульса. Нельзя сидеть при лучине с

раздутым от голода животом, с необогащенным ни одною книгою

мозгом и с оравой голодных и голых ребят и творить 'духовные

ценности'. Народ, в лице крупнейших представителей доказавший

духовную свою одаренность, глубину и размах религиозных

возможностей, в массе своей за много веков не произвел духовных

движений, более осмысленных, чем старообрядчество. Обозрение

русских сект оставляет неизгладимо тягостное впечатление, в

особенности на того, кто хотя бы поверхностно знаком с историей

религиозной мысли в античности, в Византии, в Индии, в

Германии. Русское сектантство - это либо всплески древней

оргиастической стихии, смешавшейся с неузнаваемо замутненной

струей христианства и превратившейся в мелкие завихрения

мистической похоти, в подмену духовности излучениями Дуггура;

либо же это рационалистические секты западноевропейского

происхождения, свободные от хлыстовской мути и скопческого

изуверства, но удручающие мелочностью своих заповедей,

удивительным отсутствием эстетического начала, безмолвием

воображения и какою-то общею бескрылостью, я бы сказал -

безблагодатностью. В интеллектуально-обобщающую, с позволения

сказать 'богословскую', сторону всех этих сект лучше не

углубляться совсем: это пустынный ландшафт, усеянный только

мелкими колючками озлобленной и высокомерной полемики. Что же

касается господствовавшей церкви, то, кроме пяти-шести имен

выдающихся подвижников, в лоне этого единственного подлинно

духовного водоема великой страны за два столетия не шелохнулась

ни одна волна, не засверкала ни одна струя. Только бесшумные

подводные течения - паломничество, странничество, келейное

молитвенное делание да мистериальное приобщение масс к

трансмифу христианства через богослужение и таинства еще

свидетельствовали, что церковь не умерла.

Таково было третье следствие векового рабства масс и

церковной политики империи. Вряд ли нужно указывать, что и без

этого следствия было бы невозможно возникновение громады

третьего уицраора в том душеубийственном виде, в каком она

сформировалась в истории. Был бы невозможен позднейший разлив

примитивного материализма во всю ширь необозримого рабочего

класса и полуинтеллигентных слоев. Было бы немыслимо то

религиозное невежество новых советских поколений, которое

сравнимо разве только с первобытным нигилизмом знаменитого в

науке племени кубу. Словом, была бы невозможной устойчивость

такого религиозного уровня, который поставит перед

просветителями следующей эпохи, перед провозвестниками Розы

Мира, задачу, почти сверхчеловеческую по своей трудности.

Но еще и другая вина удлиняла список вин отупевшего демона

великодержавия. Я уже упоминал о ней вскользь; это -

игнорирование насущнейшей исторической потребности - передачи

ведущей государственно-общественной роли среднему классу.

Излагать правительственные мероприятия, в продолжении

полутораста