свое царское достоинство и свои права,
пока жив. Такая мысль не могла не гореть в трепещущей душе
Александра. И когда кровь действительно пролилась, он счел себя
виновным в отцеубийстве.
Если бы его восшествие на престол было законным, этим он
принял бы на себя, как и всякий самодержавный монарх, груз
государственной кармы: тот самый груз, который влечет за
гробом, после распутывания кармы личной, участь строителя-раба
в цитадели уицраоров. Теперь же Александр отягчил свое эфирное
существо безмолвным, не формальным, а внутренним согласием на
отцеубийство. Подобное преступление влечет за собою в посмертии
падение в глубину трансфизических магм.
Конечно, то обстоятельство, что этот акт был, в сущности,
мерой самообороны и Александра, и всего общества от деяний
власти, внушенных заживо распадающейся психикой Павла 1,
облегчает в высшей степени тяжесть этой вины. Но субъективная
совесть Александра говорила ему, что это не так. Был ли то
страх загробного возмездия? Преобладающим оттенком его
раскаяния было, по-видимому, другое: стыд. Стыд - и жалость к
убитому. Стыд, жалость и то, ни с чем не сравнимое,
пронизывающе жгучее ощущение, которое составляет самую суть
угрызений совести.
Это неотступное чувство, преследовавшее его везде и всегда
и не утихавшее с годами, послужило одним из важнейших слагаемых
в той сумме причин, которые привели его к беспримерному в
истории повороту судьбы - в самом конце царствования и уже за
его хронологическим пределом.
Вторым слагаемым был врожденный мистический склад его
натуры. Это был один из носителей такого характера, такого
склада ума и такой концепции чувства, при которых человек
ощущает все свои действия (и тем в большей степени, чем большая
власть сосредоточена в его руках) как бы в непрерывной связи с
некими инстанциями Добра и Зла, пребывающими и вне его, и
внутри его души в духовном единоборстве.
Трепет глубокой совести (некоторые поверхностные
наблюдатели принимали его за слабость натуры) и чувство
ответственности достигали мучительной остроты благодаря
стремлению прикладывать ко всему религиозно-нравственный
критерий и склонности к самоанализу. Воля была достаточно
крепка, чтобы выдержать борьбу с Наполеоном, если при этом
сознавалось сочувствие человеческого множества; но недостаточно
устойчива для неуклонного проведения широких замыслов, если в
этих замыслах он был одинок. А одиноким его делало все, и
притом все более и более одиноким: и положение самодержца, и
оригинальность натуры, и склонность к идеям, не находящим
отзвука в эпохе, и коллизии личной жизни, и, наконец,
врожденная скрытность, усугубляемая чувством совершенного
преступления.
Третьим же из главных слагаемых было в натуре Александра
то, за что в кругах, близких к императору и чутких к тому, что
от его личности излучалось, его до 1812 года называли 'нашим
ангелом', а после победы над Наполеоном прозвали
'Благословенным' и 'родомыслом девятнадцатого века'.
Можно, конечно, усугубить свою врожденную близорукость до
того, что во всех чуждых явлениях общественно-политической и
идейной жизни видеть мотивы только низкие и мелкие. Тогда в
этих прозвищах Александра мы не усмотрим ничего, кроме
проявлений монархического низкопоклонства. Но важно то, что
даже низкопоклонство присвоило ему именно эти наименования и
никаких иных. Почему-то ни один льстец даже не пробовал
именовать его 'мудрым', 'доблестным' или 'великим', но
множество людей, и не только придворных, но и в слоях
дворянских, купеческих и даже мещанских называли его почему-то
именно 'Благословенным', именно - 'родомыслом'. Может быть, эти
прозвища были неточны, философски и исторически не оправданы; в
них сказался, конечно, не вывод метаисторической мысли, а
совсем другое: живая потребность народа, неискушенного в
философских и мистических тонкостях, выразить свое понимание
того, что личность этого монарха имеет какое-то особое
значение, в высшей степени светлое, нравственное и, как тогда
говорили, 'угодное Богу'. Очевидно, от личности царя излучалось
нечто, резко отличавшее его от царственно-величественного,
иногда благоволящего, иногда грозного и жуткого, но никогда не
'ангельского' излучения