за которым стоит
уицраор, государственный руководитель искренно и всерьез
провозглашает идеалы этического порядка, за этим следует одно
из двух: либо силы демона великодержавия устраняют такого
провозвестника как досадную помеху, либо уицраор надевает
провозглашенный идеал, как маску, на собственную морду,
постепенно выхолащивая первоначальный замысел провозвестника и
превращая это замысел в его противоположность.
Тем более этого не могло не случиться с идеей, которою
Александр опередил свое время на целое столетие. Связанный
уицраориальным принципом легитимности, император не смог
измыслить никакой высшей надгосударственной инстанции, кроме
как доброй воли и живой совести христианских государей. А так
как это были не идеальные люди, а самые обыкновенные короли,
руководимые прежде всего пресловутым 'государственным
реализмом' и 'здравым смыслом', то можно было сказать с самого
начала, что практика дискредитирует идеал, и ничего больше.
Естественно, что в этом величайшем, действительно мировом
замысле своей жизни Александр оказался одиноким еще больше, чем
в каком-либо другом.
Через три-четыре года императору стало окончательно ясно,
что руководители европейских держав проникнуться подобными
замыслами неспособны; что в умственной сфере России идея эта не
воспламенила ни одного сердца, не нашла отклика ни в одной
душе; что государственных деятелей, на понимание которых
император мог бы опереться, нет, - нет ни единого; и что
Священный союз в том виде, как он мечтался, неосуществим. Хуже
того: уже будучи создан по его же инициативе, он неуклонно
трансформируется в чисто политический инструмент феодальной
реакции и, в частности и в особенности, в орудие узкой,
своекорыстной политики австрийского двора.
Победителем Наполеона, арбитром великих держав, господином
Европы он возвратился в Петербург. Тонкий дипломат, джентльмен
до кончиков ногтей - таким остался он в памяти высшего
европейского общества.
Неисправимый любитель военных парадов, способный проводить
часы и дни над изобретением новой формы петлиц или галунов для
какого-нибудь гвардейского полка; царственный всадник, в минуту
торжественного въезда в столицу внезапно бросившийся с саблей
наголо за мужиком, неосторожно перебежавшим ему дорогу; друг
Аракчеева - таким узнали его теперь в России.
Таким знал его и Пушкин. Вглядевшись в 'бюст завоевателя',
он решил, что портрет правдив:
Напрасно видишь здесь ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку
И гнев - на хладный лоск чела.
Но рука искусства не сделала ни единого движения резцом,
чтобы дать понять людям, что перед ними - портрет мечтателя о
превращении человечества в христианское братство; портрет
жадного искателя мистических бесед с престарелой духовидицей,
госпожой Крюдинер; портрет неутомимого читателя Священного
Писания, отцов церкви и визионеров Запада; портрет несчастного
человека, часами простаивавшего на коленях в своей одинокой
комнате, а ночью плакавшего в подушку как дитя.
Как понимал он крушение своей мечты об идеальном Священном
союзе? Вероятно, он видел в этом знак того, что его светлый
замысел неугоден Провидению. Неугоден не сам по себе, а потому,
что с этим замыслом осмелился выступить он, - он, преступник,
нарушитель самых основ нравственного миропорядка в ночь своего
восшествия на престол.
Ему постоянно чувствовалось так, будто Провидение ждет от
него какого-то шага, о котором он не может догадаться.
Очевидно, деятельностью своей, как государя, он должен искупить
этот грех. Да и только ли этот? Разве не лежат не нем вины всей
династии, этого 'темного дома Атридов, где возмездие переходит
с головы на голову'?* В 1812 году он надежды Промысла оправдал
- это он чувствует непреложно. Но до и после войны... Что он
должен сделать, что? Священный союз - это, очевидно, то, что
следует, но его деяние не принято свыше: он недостоин.
Реформы?..
=================================================
* Выражение Д. Мережковского
=================================================
Реформы...
Да: вот была задача, которую он не сумел решить. Вот была
последняя оттяжка, данная демону великодержавия! Быть может,
если бы возвращение Александра из освобожденной им Европы
ознаменовалось