широкими преобразованиями; если бы в цитадели
уицраоров демон сам разрушил темницу Навны, а его
человекоорудие - император - отобразил этот великий акт тем,
что, ограничив права самодержца и отменив жестокие запреты,
открыл врата свободному волеизъявлению народа, - санкция
демиурга не оказалась бы снята с демона государственности. Но
Жрутр становился все самовластнее. Косность его росла, надежда
на возможность инвольтации его силами Яросвета иссякла. Его
голос - то, что мы называем логикой власти и государственным
здравым смыслом, совпадал с голосом наследственности и с
иррациональным страхом перед революцией. Он и раньше твердил
государю, что, становясь на путь реформ, Александр ошибся;
после пребывания на Западе Александр убедился в этом
окончательно. Этот голос уверял, что меттерниховский вариант
Священного союза - все же лучше, чем новый тур европейских
революций и падение России в этот потоп. И этот же голос
способствовал раздвоению жизни Александра с 1816 года: с одной
стороны - Аракчеев, реакция, военные поселения, Магницкий - то,
что могло, казалось, хотя бы отсрочить бурю, раскаты которой
воспринимались издалека; с другой - тайная, напряженная,
скорбная жизнь души, ее уход во внутреннее пространство,
метание от идеи к идее, смертельная тоска от желания осмыслить,
наконец, свой долг, понять свое долженствование. Судить о том,
на какой именно год падает момент прояснения, момент
отчетливого понимания, что последний отблеск божественных лучей
над помазанником и над всей империей погас, у меня нет данных.
Очевидно только, что это произошло в конце царствования.
Но пока этого не совершилось, его религиозная жизнь
требовала какого-то действия, видного всем, какого-то
увековечивания его горячей веры, как бы благодарственной хвалы
Богу за те героические дни борьбы с иноземным завоевателем,
когда он чувствовал (всего какой-нибудь год из двадцати пяти
лет царствования), что он делает именно то, чего хочет от него
Бог. И он приступил к выполнению своего обета, к сооружению
храма в память Отечественной войны. На конкурсе проектов его
поразил необыкновенный архитектурный эскиз: могучие лестницы,
поднимающиеся от реки, глубокие пещерные залы - усыпальницы
павших на Бородинском поле, за рядами тяжелых колонн таящиеся в
обрыве высокой прибрежной гряды; над ними, уже на гребне -
просторный и торжественный храм, а еще выше - подобно золотой
вершине вознесенная в синеву великолепная ротонда с царственным
куполом. Это был проект Александра Витберга - молодого, почти
никому не известного, даже не питомца Академии художеств. И в
императоре заговорил тот, чье тончайшее художественное чутье,
высокий вкус и эстетическая окрыленность способствовали подъему
русской архитектуры до ее зенита, а столицу превратили в один
из красивейших городов мира. Проект был высочайше утвержден
мимо всех проектов прославленных академиков, и в 1817 году в
Москве на Воробьевых горах, при стечении пятисот тысяч человек,
после торжественного молебствия с участием нескольких сот
иерархов церкви, в присутствии царя, был заложен храм Тела,
Души и Духа.
Но год проходил за годом, а замысел не воплощался.
Песчаный грунт Воробьевых гор не мог выдержать тяжести столь
грандиозного сооружения. Витберг был отстранен от руководства
строительством, работы приостановлены. На Воробьевых горах
по-прежнему шумели березы и шелестели пустынные поля.
А он?
Внутренняя тревога гнала его с места на место, из одного
дворца в другой, из города в город. В распутицу и метель, в
стужу и зной мчалась, пугая прохожих, императорская карета по
полудиким губерниям, по жалким приземистым городам, по
штампованным на одно лицо военным поселениям. Один за другим
восходили и опускались за свинцовый горизонт годы скорбной и
уединенной работы духа внутри самого себя.
Но человека с таким душевным строем, каким был Александр,
человека, чья совесть истекала кровью, как от величайшего
преступления, от того, через что другой перешагнул бы, не
замечая; человека, убедившегося за двадцать лет царствования в
невозможности озарения государственности светом высших начал;
человека, осознавшего на своих плечах тяжесть религиозного и
этического долга за всю династию и за всю страну; человека,
издавна