доказательств. Он ошеломляет.
=================================================
* Жизнеописание отечественных подвижников благочестия
XVIII и XIX веков. Изд. Январь. 1906 г. Афонский русский
Пантелеймонов монастырь.
=================================================
Огромный, голый, полусферический череп. Над ушами -
остатки волос, совершенно белых, наполовину прикрывающих ушные
раковины. Чело, на 'хладный лоск' которого 'рука искусства'
наводила когда-то тайный гнев, теперь почти грозно. Губы,
отчетливо видные между усами и редкой бородой, сжаты с
невыразимой скорбью. В глазах, устремленных на зрителя, -
суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят
эти испепеленные черты - те самые черты, которые видели мы все
столько раз на портретах императора, - именно те. Они
преобразились именно в той мере и именно так, как могли бы
преобразить их года и внутренний огонь подвига.
Для того чтобы 'подделать' это портрет, чтобы умышленно
(да и ради чего?) придать старцу нарочитое сходство с
Александром и при этом с такой глубиной психологического
проникновения постичь всю логику духовной трагедии этого царя,
- для этого безвестный живописец должен был бы обладать
прозорливостью гения. Но здесь не может идти речь не только о
гении, но даже о скромном таланте: как произведение искусства
портрет почти безграмотен.
Я невольно начинаю аргументировать. Мне бы хотелось
привлечь все средства, чтобы передать другому свое знание.
Потому что великих властителей с подобным историческим
катарсисом едва ли удастся насчитать в мировой истории больше,
чем пальцев на одной руке. Диоклетиан? Но, отказавшись от
власти, он ушел не в 'пустыню', а просто в частную жизнь, как и
Сулла. Карл V? Но он и в монастыре св. Юста не забывал
государственных дел, а жизнь его там была окружена таким
комфортом, какому позавидовал бы любой герцог. Нет, мне
вспоминаются некоторые государи Индии, воистину великие, -
великие духом. Приходят на ум образы Чандрагупты Маурья,
основателя первой Индийской империи, после блестящего
царствования отрекшегося от трона, вступившего на аскетический
путь джайнов и покончившего жизнь тем искупительным
самоубийством, которое допускается в этой религии: отказом от
пищи; одна из колоссальнейших фигур всех времен и народов,
император Ашока, после сокрушительной победы над государством
Калингой постигший греховность убийства человека человеком,
возвестивший об оставлении им пути 'завоевания мира' ради пути
распространения благочестия и после длительного царствования,
едва ли не светлейшего в истории, принявший буддийский
монашеский сан. Но все эти судьбы глубоко индивидуальны. И
второй истории о тайном уходе государя могущественной державы и
о смерти его через много лет в полной безвестности я не знаю.
Мое горячее желание - чтобы это было, наконец, понято.
Именно поэтому я иногда прибегаю к историческим аргументам. Но
этого я не должен, этого я не хочу. Это - задача
исследователей. Я же - безо всякой, конечно, аргументации -
могу только чуть-чуть указать на метаисторический смысл
некоторых явлений.
Те годы совпали с последними годами жизни русского
святого, которого можно и должно поставить рядом с великими
подвижниками далеких времен: преподобного Серафима Саровского.
Молва о нем широко разливалась по стране, и среди почитателей
Саровского, пастыря и чудотворца, обозначились имена с
великокняжеской титулатурой.
В конце 1825 года в Саровскую обитель прибыл неизвестный
человек средних лет. Его исповедовал сам преподобный Серафим, и
вновь прибывший был принят в монастырь под начало преподобного
как послушник под именем Федора. Его происхождение и прошлое
оставались не известными, по-видимому, никому, кроме
преподобного.
Миновало несколько лет - время, достаточное для того,
чтобы официальная версия о смерти в Таганроге императора
Александра крепко вошла в общественное сознание. Немногие
посвященные свято хранили тайну: каждый понимал, что приоткрыть
хоть крайний уголок ее значит закончить жизнь в казематах
Шлиссельбурга либо в других, еще более скорбных местах. У всех
было еще свежо в памяти 14-е декабря, и малейший