своей
личности, должен быть признан фигурой огромной, но не великой,
ибо лишен одного из признаков истинного величия - великодушия,
точно так же целый ряд художественных деятелей, к которым
многие из нас применяют эпитет гения, не являются и никогда не
являлись вестниками. Ибо их художественная деятельность лишена
одного из основных признаков вестничества: чувства, что ими и
через них говорит некая высшая, чем они сами, и вне их
пребывающая инстанция. Такими именами богата, например,
литература французская, а у нас можно назвать двух-трех
деятелей эпохи революционного подъема: Горького, Маяковского.
Можно спорить с гениальностью этих писателей, но вряд ли
кто-нибудь усмотрел бы в них вестников высшей реальности.
Истины высшей реальности преломляются подчиненной
реальностью Энрофа. Если на человека возложена миссия
проповедничества этих истин и их преломлений, долг их
проповедничества языком художественных образов, если к
художнику послан ради этого даймон - художник не сможет не
чувствовать (с той или другой степенью отчетливости) его
инспирирующего воздействия. Характер этого чувства и способы
его выражения могут видоизменяться как угодно, но в основе
всегда будет обнаруживаться одно и то же: переживание некоторой
вне личности художника пребывающей силы, в него вторгающейся и
в его творческом процессе себя выражающей. Бывает, что такое
переживание оказывается знакомо и людям с меньшей силой
одаренности, относить которых к разряду гениев мы не можем. В
пример можно привести такого превосходного, хотя и не
гениального поэта, как А.К. Толстой. Мало кто из гениальных
поэтов сумел выразить это чувство с такой ясностью и
определенностью, как Алексей Толстой в своем изумительном
стихотворении: 'Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты
творений создатель'. Одного этого стихотворения было бы,
вероятно, достаточно, чтобы для нас сделался ясным и бесспорным
дар вестничества, которым обладал этот поэт. А между тем по
глубине трансфизического прозрения это стихотворение еще далеко
до некоторых других шедевров А. Толстого. Кто другой в русской
литературе выразил с такой ясностью, обоснованностью, силой и
пламенностью, как Толстой в своем 'Иоанне Дамаскине', ту идею,
что искусство вообще и искусство слова в особенности может быть
выражением высшей реальности, верховной Правды, дыхания миров
иных, и что поэт, осуществляющий свой дар вестничества,
выполняет этим то, к чему он предназначен Божественными силами?
А разве его поэма 'Дракон' - не первая в русской литературе
попытка нарисовать облик и выяснить метаисторическую роль
демонических существ, подобных уицраорам? Я уж не говорю о его
'Дон Жуане', для раскрытия трансфизической концепции которого
потребовалась бы специальная работа, или о такой жемчужине
русской лирики, как стихотворение 'Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре'.
Все это поясняет отличие понятия художественной
гениальности от понятия вестничества. Мы видим при этом
талантливых художников, не претендовавших на гениальное
совершенство своих творений, но возвещавших ими о таких высотах
и глубинах потусторонних сфер, до которых не в силах были
досягнуть и многие гении. С другой стороны, многие деятели,
твердо уверенные в своей гениальности, являются только
носителями таланта. Выдает их один незаметный, но
неопровержимый признак: они ощущают свой творческий процесс не
проявлением какого-либо сверхличного начала, но именно своей,
только своей прерогативой, даже заслугой, подобно тому, как
атлет ощущает силу своих мускулов принадлежащей только ему и
только его веления исполняющей. Такие претенденты на
гениальность бывают хвастливы и склонны к прославлению самих
себя. В начале XX века, например, в русской поэзии то и дело
можно было встретить высокопарные декларации собственной
гениальности.
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мной все другие поэты - предтечи... -
восклицал один. Другой, перефразируя Горация, стер с
постамента имя великого римлянина и буквами, падающими то
вправо, то влево, то какафонически сталкивающимися между собой,
начертал свое: '... и люди разных вкусов... все назовут меня:
Валерий Брюсов'.
Я гений