более трудоемкий, чем вручение любой, самой мощной
художественной гениальности.
Что же до гениальности или таланта как таковых, они могут
быть совершенно свободны от задания - возвещать и показывать
сквозь магический кристалл искусства высшую реальность.
Достаточно вспомнить Тициана или Рубенов, Бальзака или
Мопассана. Не снимаются с них лишь требования этики
общечеловеческой да условие - не закапывать свой дар в землю и
не употреблять его во зло, то есть не растлевать духа. Только с
такими требованиями и вправе мы подходить к оценке жизни и
деятельности, скажем, Флобера или Уэллса, Маяковского или
Есенина, Короленко или Горького, Репина или Венецианова,
Даргомыжского или Лядова, Монферрана или Тона. Таким образом,
этические требования, предъявляемые к таланту или гению, -
требования общечеловеческого этического минимума.
В таком случае, уж не является ли требование,
предъявляемое нами к вестнику, требованием этического
максимума? - может возникнуть мысль. Но дело в том, что
предъявлять к кому-нибудь требования, превышающие этический
минимум, у нас нет вообще никаких прав. Только соблюдения в
жизни и творчестве норм этического минимума могли бы мы
потребовать и от вестника. Дело не в наших требованиях, а в
требованиях тех, чьими величайшими усилиями дар вестничества
данному художнику вручен. И, по-видимому, эти требования в
одних случаях оказываются более снисходительными, чем могли бы
быть наши собственные, а в других - гораздо более суровыми.
Отдельные нарушения даже общечеловеческого нравственного
минимума со стороны вестника могут быть в иных случаях
оставлены без последствий; но самые тяжкие последствия влечет
за собой всякое предательство, искажение или замутнение миссии.
Создание 'Орлеанской девственницы' отягчило карму Вольтера
неизмеримо сильнее, чем десятки его неблаговидных поступков в
личной жизни.
'Гений и злодейство - две вещи несовместные'. Трудно
сказать, приглядываясь к историческим фактам, так ли это. Во
всяком случае, с тяжкими пороками, глубокими падениями,
множеством мелких слабостей, даже с проступками против
элементарных нравственных норм художественная гениальность не
только совместна, но в большинстве случаев гений даже не в
состоянии всего этого миновать, по крайней мере в молодости.
Такие люди, как проживший удивительно чистую жизнь Моцарт, -
феноменально редки: это - существа, еще никогда не
воплощавшиеся людьми, а только ангелами и у которых поэтому
дьявольское эйцехоре заключено не в шельте, а только в
эфирно-физических тканях существа, унаследованных от людей -
родителей.
Есть гении, свой человеческий образ творящие, и есть
гении, свой человеческий образ разрушающие. Первые из них,
пройдя в молодые годы через всякого рода спуски и срывы, этим
обогащают опыт своей души и в пору зрелости постепенно
освобождаются от тяготения вниз и вспять, изживают тенденцию
саморазрушения, чтоб в старости явить собой образец личности,
все более и более гармонизирующейся, претворившей память о
своих падениях в мудрость познания добра и зла. Это - Данте,
Леонардо, Сервантес, Гете, Вагнер, у нас - Достоевский. Грани
такой гармонизации своей личности достиг в последние дни жизни
Лев Толстой. В ее направлении двигались, очевидно, Пушкин,
Лермонтов, Чехов. Рано оборвавшаяся жизнь многих гениев не дает
возможности определить с уверенностью потенциальные итоги их
путей. История культуры знает и таких носителей художественной
гениальности или крупного таланта, которые представляли собой
гармоническую личность с самого начала, хотя и не в такой
степени, как Моцарт: Бах, Глюк, Лист, Тулси Дао, Тагор, в
России - Алексей К. Толстой. Знает и таких, подобно
Микеланджело, которые, даже достигнув глубокой старости, не
сумели привести в гармонию ни различных сторон своей личности
между собой, ни своей личности со своей миссией.
Но есть еще ряд гениев нисходящего ряда, гениев
трагических, павших жертвой неразрешенного ими внутреннего
противоречия: Франсуа Вийон и Бодлер, Гоголь и Мусоргский,
Глинка и Чайковский, Верлен и Блок. Трагедия каждого из них не
только бесконечно индивидуальна, она еще так глубока, так
исключительна, так таинственна,