лад, эту мысль.
То она отливалась в форму требования гражданского, даже
политического подвига: призыв этот звучит у Радищева, у
Рылеева, у Герцена, у Некрасова, у шестидесятников, народников
и т. д. вплоть до большевиков. То художественную деятельность
совмещали или пытались совместить с проповедничеством
православия: началось это со славянофилов и Гоголя и
завершилось Достоевским. То, наконец, художники слова
предчувствовали, искали и находили либо, напротив, изнемогали в
блужданиях по пустыне за высшим синтезом религиозно-этического
и художественного служения: не говоря о том же Гоголе и Льве
Толстом, вспомним и задумаемся об Алексее Толстом, Гаршине,
Владимире Соловьеве, Блоке, Вячеславе Иванове; вспомним о
прорывах космического сознания, отображенных в творчестве
Ломоносова, Державина, Тютчева; найдем в себе достаточно
зоркости, чтобы усмотреть готовность сделать первый шаг по
духовному пути в рано оборвавшихся биографиях Грибоедова,
Пушкина, Лермонтова; в образах лесковских праведников и в
горячей вере этого живописца религиозного делания; обратим
внимание на глубокое чувство и понимание Христа у Леонида
Андреева, которое он пытался выразить в ряде произведений, и в
первую очередь - в своем поразительном 'Иуде Искариоте', -
чувство, все время боровшееся в душе этого писателя с
пониманием темной, демонической природы мирового закона, причем
эта последняя идея, столь глубокая, какими бывают только идеи
вестников, нашла в драме 'Жизнь Человека' выражение настолько
отчетливое, насколько позволяли условия эпохи и художественный,
а не философский и не метаисторический склад души этого
писателя!* Проследим далее все ту же вестническую тенденцию,
хотя и искаженную, в антропософском учительстве Андрея Белого;
в бредовых идеях Хлебникова о преображении Земли и в его
сумасшедших мечтах - стать правителем земного шара для этой
цели; в гражданском подвиге уходившего все глубже в
религиозность Гумилева; в высокой попытке Максимилиана Волошина
- определить свою личную линию художника и современника
революций и великих войн религиозно-этической заповедью: 'В дни
революции быть человеком, а не гражданином'.
=================================================
* В одну из своих предыдущих инкарнаций Л. Андреев жил в
Палестине, где был крупным купцом. То была эпоха императоров
Августа и Тиберия. Об Иисусе Христе Андреев в сущности, только
слышал, но был один случай, когда он видел Христа издалека на
иерусалимской улице. Спаситель шел с группой учеников. Встреча
продолжалась несколько секунд и Андреев не знал, Кто это, но
лицо Иисуса его поразило и врезалось в память навсегда.
=================================================
Недаром же великая русская литература начиналась с оды
'Бог'. Не случайно на первых же ее страницах пламенеют
потрясающие строфы пушкинского 'Пророка'. - Общепринятое
толкование этого стихотворения сводится к тому, что здесь будто
бы изображен идеальньй образ поэта вообще; но такая
интерпретация основана на ошибочном смещении понятий вестника,
пророка и художественного гения. Не о гении, вообще не о
собственнике высшего дара художественной одаренности, даже не о
носителе дара вестничества гремит этот духовидческий стих, но
именно об идеальном образе пророка. Об идеальном образе того, у
кого раскрыты, помощью Провиденциальных сил, высшие способности
духовного восприятия, чье зрение и слух проницают сквозь весь
Шаданакар сверху донизу и кто возвещает о виденном и узнанном
не только произведениями искусства, но всею своею жизнью,
превратившейся в житие. Это - тот идеальный образ, который
маячил, как неотразимо влекущая цель, перед изнемогавшим от
созерцания химер Гоголем, перед повергавшимся в слезах на землю
и воздевавшим руки к горящему над Оптиной пустынью Млечному
Пути Достоевским, перед тосковавшим о всенародных знойных
дорогах странничества и проповедничества Толстым, перед
сходившим по лестнице мистических подмен и слишком поздно
понявшим это Александром Блоком.
Некоторые скажут: хорошо, что этот идеальный образ лишь
маячил; жаль только, что бесплодное порывание к нему лишило нас
тех художественных творений, которые бы создали Гоголь и
Толстой, если бы он перед ними не маячил