вовсе.
Пусть молчат о том, чего не знают! С неразмыкающимися, от
колыбели до могилы, духовным зрением и слухом, с бескрылым
воображением, пресмыкающимся во прахе, что знают они о том
лучезарном потоке небывалых созданий, превосходящих все ранее
созданное без сравнения, который излился бы из духа художника,
ставшего пророком воистину, а не в мечте? Пусть молчат. Пусть
слушают то, что говорят знающие. Да не смеет никто судить Икара
за его безумный полет, как не смеет судить и солнца,
растопившего ему крылья.
Уж не думают ли они, что это устремление, вспенивающее и
вздымающее вверх волны культуры, проходящее через полтораста
лет великой литературы русской, есть плод случайности? Если
такова случайность, то какова же закономерность? Если же это не
случайность, а эхо могучего голоса, который слышался как
внутренний категорический императив носителям наиболее глубоких
дарований нашего золотого века, то в какой связи с последними
целями русского сверхнарода пребывает этот голос? Откуда он
льется? Из уст ли демиурга, внушающего своим посланникам то,
что должно быть? Из трансмифа ли христианства, где таится
всезнание грядущих и завершающих эпох человечества, - тех эпох
величайшей борьбы двух начал, когда сверхнарод российский и его
Синклит должны будут осуществить свою планетарную миссию?
Жизненное осуществление каких идеалов в историческом отдалении
будущего он предварял, увлекая русских творцов к синтезу
художественного и религиозного служения? И какой
метаисторический смысл можно прочитать в их бурных, грешных и
сверкающих житиях, в их исключительных судьбах?
ГЛАВА 2. МИССИИ И СУДЬБЫ
Все, что творит демиург Яросвет, все, в чем проявляется
его воздействие на исторический слой, имеет прямое или
косвенное отношение к его верховной задаче, осуществление
которой должно оправдать тысячелетний путь кровавого и
страшного своей мучительностью становления сверхнарода. О
задаче этой, поскольку она постижима и выразима на языке наших
понятий, я уже говорил, но повторю еще раз. Метаисторически эта
задача-цель заключается в рождении Звенты-Свентаны демиургом и
Идеальной Соборной Душой сверхнарода российского; исторически -
в явлении Розы Мира, то есть такой религиозно-нравственной
инстанции, которая, показуя собой образ незапятнанной чистоты,
эстетического богатства и широкого культурного всепонимания,
обрела бы наивысший авторитет в глазах народов мира, через
всемирный референдум приняла бы этический контроль над
деятельностью всех государств - членов Всемирной федерации и,
постепенно формируя многообразною системой культурных средств
поколения людей облагороженного образа, этим создала бы
предпосылку-не к смягчению уже, но к полному преобразованию
самой сущности государства во всечеловеческое братство.
Очевидно, демиургической мудрости уже в XVII столетии
стало ясно то, что религиозной мудрости человеческой стало
уясняться значительно позднее: то, что православная русская
церковь, столько веков водительствовавшая обществом в духовном
отношении, к пониманию ее конечной цели неспособна,
трансфизический смысл ее существования - в ином и что на пути к
этой цели пора выдвинуть новую силу.
Православие, как учение и практика, сформировалось, в
основном, еще в Византии, на давно минованных стадиях общего
культурного сознания. Естественно, что оно не могло и
впоследствии освободиться от некоторого архаического
примитивизма, от известной узости и тесноты культурного
сознания и общественного мышления. Этот тип сознания и мышления
должен был уступить главенствующую роль новому типу мышления и
сознания - тому, который возвещался художественными гениями и
наиболее глубокими талантами России, превращаясь через них в
новый исторический фактор первостепенной важности.
Без каких именно предпосылок была бы неразрешима в
грядущем та задача Звенты-Свентаны, которую я для краткости и
только для краткости обозначил как преобразование государств в
братство? Перечислим из этих предпосылок лишь некоторые,
наиболее важные, очевидные и простые.
Во-первых, это преобразование невозможно до тех пор, пока
преграды между мировыми религиями не будут устранены или, по
крайней мере, понижены; пока не будет обретен такой