к Вечно
Женственному началу не будет вскрыт новый, углубленный смысл;
пока веяние Звенты-Свентаны не смягчило и не высветлило слишком
жгучую суровость мужественного начала, до сих пор полностью
господствовавшего в этике, религии и общественности.
Был, конечно, и ряд других предпосылок исторических - не
говоря уже о метаисторических, - без которых основная задача не
могла быть решена; но достаточно, мне кажется, перечисления
пока и этих нескольких.
Итак, ближайшими, конкретными целями усилий демиурга
становились следующие: понижение преград между различными,
исторически сложившимися типами религиозности; усиление в душе
людей идей и чувств, направленных на борьбу с тиранией, на
преодоление мировой раздробленности, на соединение всех;
углубление чувства социального сострадания, жажды социальной
справедливости и сознания всеобщих социальных прав; раскрытие в
человеке тех потенций разума и рассудка, которые будут
способствовать стремительному прогрессу науки и техники;
разоблачение агрессивной и вампирической сущности государства;
снятие в сознании множества людей антагонизма между
духовно-аскетической и 'языческой' тенденциями и развитие
синтетического отношения к Природе; активизация в исторической
деятельности проявлений Вечно Женственного начала,
выразительница которого в России, Навна, обессиленная и
замученная, находилась в многовековом плену.
Перечисления этих объектов демиургической инвольтации
достаточно, чтобы уяснилась окончательная неприспособленность
для этой цели православной русской церкви. Но в направлении
именно всех этих идей устремлялась инвольтация демиургом и
Навною великих художественных гениев и наиболее глубоких
талантов России, тех, кого мы называем вестниками. Разумеется,
психологическая картина осложнялась при этом множеством чисто
человеческих факторов: культурных, общественных,
индивидуально-биографических, а иногда и воздействием могучего
еще излучения от великого духовного вместилища предыдущих
веков: от православия. Вторгались иногда и инспирации из
демонических миров, особенно из двух: Друккарга и Дуггура.
Если бы я посвятил характеристике миссий и судеб каждого
из русских вестников, даже ограничив себя при этом границами
искусства слова, хотя бы по одной главе, получилась бы
отдельная, свыше двадцати глав содержащая работа. Я вынужден
поэтому обойтись минимальным: числом характеристик,
неразвернутых и совершенно афористических, и суждения мои об
этих деятелях неизбежно будут иметь вид сообщений, почти
лишенных аргументации. Я принужден миновать, не останавливаясь,
эпохи Ломоносова, Державина и Карамзина и начать группу
метаисторических характеристик с того, чье имя издавна привыкли
связывать с началом золотого века нашей литературы.
О Пушкине, как это известно всякому, существуют: горы
исследований, высказывались тысячи суждений. Да позволено мне
будет присовокупить к этим характеристикам еще одну, сделанную
под таким углом зрения, какой-до сих пор не учитывался: под
углом зрения метаистории. Под этим углом зрения миссия Пушкина
заключается в том, что, создав емкий, гибкий, богатый и
чрезвычайной выразительный литературный язык и великолепный
стих, он этим дал решительный толчок процессу развития
всенародной любви к языку, к слову, к стиху и к самой культуре
языка как основного средства человеческого общения; вооружил
следовавших за ним во времени творцов этим совершенным
средством для выражения любых идей и чувств; разработал ряд
необходимых для этого новых жанров и сам возглавил процесс
художественного выражения этих идей и образов.
Какие же это идеи и какие именно образы?
Во-первых, это - идеи, связанные с задачей разоблачения
демонической природы государства и с укреплением комплекса
освободительно-моральных устремлений отдельной души и всей
нации. Сюда относится идея о непрощаемости преступления,
совершенного верховной властью, то есть сознание
несостоятельности той власти, которая основана на нарушении
этических норм (ода 'Вольность', и особенно 'Борис Годунов').
Сюда же относится идея неразрешимости ни в
рассудочно-логическом плане, ни в плане гуманистической совести
противоречий между