личностью и государством, между личностью и
демонизированными законами мира ('Медный Всадник'). - С этим же
связана и идея противостояния между низшей, самостной свободой
личности и общественной гармонией ('Цыганы'). - Эти идеи,
воздействуя на сознание множества людей, приобщавшихся
литературе, подготавливали его, в конечном счете, к идее-выводу
о примате этики над государственным началом, то есть о
желательности - хотя и утопичной для настоящего времени -
установления высокоэтического контролирующего и направляющего
начала над аморальным государством.
Второй цикл идей был связан с задачей изменения отношений
христианского человечества к Природе. В основном, это была идея
- переживание Природы как начала объективно-прекрасного, ни в
коем случае не осужденного и не враждебного, хотя и обладающего
такою стороной, которая принуждает зачастую воспринимать
Природу как начало равнодушное и безучастное к человеку. При
этом, однако, ощущение ее безучастности не препятствовало
переживанию Природы как начала субъективно любимого. Эти
переживания, нашедшие свое выражение в большом количестве
первоклассных по форме стихотворений и отдельных мест в поэмах,
подготавливали сознание к выводу о возможности какого-то - пока
еще смутно мечтаемого - нового вида отношений и общения с
Природой: радостно-чувственного, дружественного и, в то же
время, ни в коей мере не греховного.
Это переплеталось с новым восприятием самого процесса
жизни в ее повседневном облике: в обнаружении элементов поэзии
и красоты и в озарении ими низших, будничных слоев человеческой
жизни. Все это, как и предыдущее, шло вразрез с заветами
аскетического периода и прокладывало дорогу к пониманию далеких
грядущих задач Розы Мира - задач пронизывания духовностью и
религиозно-поэтической стихией всех сторон жизни.
Третий цикл идей был связан с задачей вскрытия нового,
углубленного смысла человеческих религиозных устремлений к
Вечно Женственному, и в этом, мне кажется, сказалось не только
веяние Навны, но и самой Звенты-Свентаны.
К этому циклу относится идея Вечной Женственности, как
трансцендентного космического начала, какое бы то ни было
выражение которого в конкретной человеческой множественности
или в отдельной женщине - немыслимо и невозможно ('Рыцарь
бедный'); и - антиномичная идея Вечной Женственности, как
присущего человечеству начала, обретающего - не воплощение,
конечно, но отдаленное отражение в проходящей среди нас
прекрасной женской душе ('Евгений Онегин'). Можно в 'Бедной
Лизе' Карамзина усмотреть первые, слабо уловленные отсветы
Навны; все образы женственно прекрасного, даже все, хотя бы и
робкие попытки фиксировать его в искусстве, содержат отсветы
той или иной из Великих Сестер. Ибо до нисхождения в Шаданакар
с космических высот Звенты-Свентаны, то есть до XIX века,
именно пребывание в Шаданакаре идеальных Соборных Душ
сверхнародов делало возможным проникновение сил Женственности в
человеческое Я. Но в цепи женских образов нашей литературы,
овеянных тончайшим благоуханием Навны, Татьяна Ларина - первый
образ, прелесть и гармония которого воздействуют через столетие
на потомков с тою же силой, как и во времена его возникновения.
Далее: Пушкин впервые поставил во весь рост специфически
русский, а в грядущем - мировой вопрос о художнике как о
вестнике высшей реальности и об идеальном образе пророка как о
конечном долженствовании вестника. Конечно, он сам не мог
сознавать отчетливо, что его интуиция этим расторгает круг
конкретно осуществимого в XIX веке и прорывается к той грядущей
эпохе, когда Роза Мира станет обретать в историческом слое свою
плоть.
И, наконец, в ряде своих произведений ('Капитанская
дочка', 'Повести Белкина', 'Пиковая Дама', 'Пир во время чумы',
'Моцарт и Сальери' и многие другие) Пушкин поставил немало
более частных психологических, моральных и культурных проблем,
подхваченных и развитых его продолжателями.
Само собой разумеется, мысли, высказанные на этих вот
страницах, ни в коем случае не претендуют на то, чтобы
сложиться в исчерпывающую метаисторическую характеристику
Пушкина. Это лишь первый опыт в данном направлении, и я не
сомневаюсь, что работы последующих поколений над раскрытием
метаисторического значения