галлюцинаторным видением. При этом испытываешь смесь
соболезнования и того бессознательного, невольного
отталкивания, какое свойственно 'психически нормальным' людям
при соприкосновении с душевнобольным. Но вот этот слой спадает,
как шелуха; внезапно различаешь искаженное предсмертным
томлением лицо человеческого существа, принесшего и приносящего
в жертву кому-то все свое драгоценнейшее, все, чем жил:
заветнейшие помыслы, любимейшие творения, сокровеннейшие мечты
- весь смысл жизни. В потухающих глазах, в искривленных устах -
ужас и отчаяние подлинного самосожжения. Ужас передается
зрителю, смешивается с жалостью, и кажется, что такого накала
чувств не сможет выдержать сердце. И тогда делается видным
третий слой - не знаю, впрочем, последний ли. Те же самые
потухающие глаза, те же губы, сведенные то ли судорогой, то ли
дикою, отчаянною улыбкой, начинают лучиться детскою, чистой,
непоколебимой верой и той любовью, с какой припадает рыдающий
ребенок к коленям матери. 'Я все Тебе отдал, - прими меня,
любимый Господи! Утешь, обойми!' - говорят очи умирающего.
И чудо художника в том, что уже в самой мольбе этих глаз
заключен ответ, точно видят они уже Великую Заступницу,
обнимающую и принимающую эту исстрадавшуюся душу в лоно любви.
Тот, кто пройдет сквозь все эти слои поразительного
репинского создания, не усомнится еще и в другом, самом
высоком, все утешающем и оправдывающем: в том, что врата
Синклита распахнулись перед Гоголем во всю ширь, как перед
любимейшим из сынов его.
Эти три первых великих гения русской литературы вознесли и
утвердили эту литературу на высоту духовной водительницы
общества, учительницы жизни, указательницы идеалов и
возвестительницы миров духовного света, приобрели ей славу и
всенародный авторитет, увенчали нимбом мученичества.
ГЛАВА 3. МИССИИ И СУДЬБЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Освещая - насколько я могу осветить - в главе о средних
мирах Шаданакара характер связи между человечеством и сакуалой
Даймонов, я упомянул о расе метапрообразов, обитающей подле
даймонов и имеющей большое значение для понимания некоторых
произведений искусства Энрофа.
Лев Толстой - отец Андрея Болконского, хотя, конечно, и не
в том смысле, в котором он был отцом Сергея Львовича или
Татьяны Львовны. Интуиция гениального художника, синтетически
создававшего образ Андрея из отдельных психических и физических
черт разных людей, уловила сквозь эту амальгаму, как через
своеобразный эфирный фокус, похожий, но еще более значительный
образ существа из Жерама - того слоя в сакуале Даймонов,
который играет для них ту же роль, что Энроф для нас. Это было
существо из расы метапрообразов - отставшей в своем развитии от
даймонов и опекаемой ими расы. Я упоминал уже, что они
чрезвычайно схожи с людьми как своим внешним обликом, так и
душой. Образ Андрея Болконского воспринимался и творчески
сопереживался миллионами людей, читавших эпопею Толстого.
Психическое излучение этого людского множества необычайно
усилило этот объективно существующий, созданный Толстым эфирный
образ Андрея, а для метапрообраза, связанного с ним, он стал
одним из материальных облачений, чем-то вроде его эфирного
тела, чем-то необходимым ему для дальнейшего развития, вернее -
облегчающим и ускоряющим его развитие, как бы наполняющим
новыми горячими силами и полнотой жизни его существо.
Проанализировать этот процесс точнее я не в состоянии.
Возможно, что в следующем эоне, когда преображенное
человечество приступит к спасению сорвавшихся в магмы и ядро
Шаданакара, тот, кто нам известен как Андрей Болконский и ныне
находящийся в Магирне, обретет свое воплощение в Энрофе и
примет участие в великом творческом труде вместе со всеми нами.
А в текущем эоне каждый из метапрообразов, получивших эфирное
облачение от художников Энрофа, вбирает наши психические
излучения, им вызванные, в свой состав, но и воздействует
обратно на множество конкретных человеческих психик: он
тормозит их становление либо способствует ему - в зависимости
от природы, которая ему сообщена его творцом-художником. Вот
почему общечеловеческий долг отцовства снимается с великих
художников: снимаясь, он заменяется долгом отцовства другого
рода. Данте,