Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

немыслим. Так же

немыслим героико-человеческий план греческой мифологии без

Елены, Андромахи, Пенелопы, Антигоны, Федры.

Нельзя себе представить духовного мира древних германцев

без Фрейи, Фригги, без валькирий, а их героического эпоса - без

образов Брунгильды, Гудруны, Кримгильды.

Ни в одной культуре женщина и Женственное не занимают в

пантеоне, мифологии и эпосе, а позднее - во всех видах

искусства столь огромного места, как в индийской. Богиня

Сарасвати и богиня Лакшми царят на высочайших тронах. Позднее,

но уже в течение двух тысяч лет брахманизм и индуизм воздвигают

тысячи храмов, ваяют миллионы статуй Великой Матери миров -

Кали-Дурги, зиждительницы и разрушительницы вселенной.

Живопись, поэзия, скульптура, драматургия, танец, философия,

богословие, культ, фольклор, даже быт - все в Индии насыщено

переживаниями Женственного Начала: то жгучими, то нежными, то

строгими.

Не только пантеону - и эпосу каждого народа знакомы, в

большей или меньшей степени, образы женственного, народом

излюбленные и переносимые художниками из сказания в сказание,

из искусства в искусство, из века в век.

Что же видим мы в России?

На самой ранней, дохристианской стадии, в бледном

восточнославянском пантеоне - ни одного женскою имени,

сравнимого по вызываемому ими почитанию с Ярилой или Перуном.

В христианском пантеоне - полностью перенесенный к нам из

Византии культ Богоматери и поклонение нескольким -

византийским же - угодницам.

Народные легенды о св. Февронии Муроме кой вызывают только

чувство тягостного разочарования у всякого, кто раньше

познакомился с этим образом через его вариант в опере-мистерии

Римского-Корсакова.

Образ Ярославны едва намечен в 'Слове о полку Игореве'; в

продолжении шестисот лет - ни сказка, ни изобразительные

искусства, ни поэзия даже не пытались дать более углубленного,

более разработанного варианта этого образа. Приближалось к

концу седьмое столетие после создания гениальной поэмы, когда,

наконец, образ Ярославны зазвучал по-новому в опере Бородина.

Весь колоссальный круг былин, и киевских, и новгородских,

лишен женских образов почти совершенно.

Если не считать занесенную Бог ведает откуда легенду об

Амуре и Психее, превратившуюся у нас в сказку об Аленьком

Цветочке, - во всем необозримом море русских сказок можно

найти, кажется, только один светлый женский образ с углубленным

содержанием: Василису Премудрую.

И такая пустыня длится не век, не два, но тысячу лет,

вплоть до XIX столетия.

И вдруг - Татьяна Ларина. Следом за ней - Людмила Глинки.

И - точно некий Аарон ударил чудотворным жезлом по мертвой

скале: поток изумительных образов, один другого глубже,

поэтичнее, героичнее, трогательнее, пленительнее: Лиза

Калитина, Елена из 'Накануне', Ася, Зинаида, Лукерья из 'Живых

мощей', княжна Марья Волконская, Наташа Ростова, Грушенька

Светлова, Марья Тимофеевна Лебядкина, Лиза Хохлакова,

Волконская и Трубецкая - Некрасова, Катерина - Островского,

Марфа - Мусоргского, мать Манефа и Фленушка -

Мельникова-Печерского, бабушка в 'Обрыве' Гончарова, бабушка в

'Детстве' Горького, 'Дама с собачкой', 'Три сестры' и 'Чайках

Чехова, 'Олеся' Куприна и, наконец. Прекрасная Дама - Блока.

Это - прямое следствие разрыва, происшедшего между

Яросветом и вторым уицраором.

После взятия Парижа второй демон великодержавия

преисполнился непомерной гордыни и чего-то близкого к тому, что

на языке психиатров называется манией величия. Инвольтируя царя

и других деятелей российской государственности, он добился

того, что форма Священного союза была выхолощена от

первоначальной идеи, а внутри страны воцарился режим,

получивший прозвище аракчеевщины. Наконец, демиург поставил

перед Жругром требование, своего рода ультиматум: не мешать

восприятию Александром I демиургической инвольтации, которая

тогда сводилась, в основном, к внушению идеи о необходимости

немедленных коренных реформ: освобождению крестьянства и созыву

всенародного и постоянного Земского собора. Уицраор отверг эти

требования. Тогда, в 1819 году, санкция демиурга была с него

снята, и Яросвет впервые обратил свое светоносное оружие против

Жругра: часть цитадели игв в Друккарге