Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

'Он не был ни инженером, ни технологом'. Оставаясь

дилетантом во всех областях знания, кроме, может быть,

политико-экономических наук, но воображая себя гением

энциклопедического типа, он с 'неисповедимой наглостью'

Угрюм-Бурчеева взялся за руководство всей научной жизнью

Советского Союза. Конечно, ой не занимался лабораторными

исследованиями. Но деятельность всей системы Академии наук

СССР, со всеми входящими в нее институтами, равно как и работа

начальной, средней и высшей школ, направлялось согласно

установкам, полученным персонально от Сталина. Этого мало.

Организовывались широкие общественные дискуссии по вопросам

биологических, физических, даже астрономических дисциплин,

задачей которых были обсуждение и разработка такого угла зрения

на текущие научные проблемы, какой предуказывался и определялся

именно Сталиным. Но и этого мало. В некоторых областях науки он

даже осмеливался выступать как ученый-исследователь; незачем

напоминать, что при этом каждое его суждение становилось

нерушимой догмой для всех специалистов этой научной области.

Всем еще памятны его работы в области языкознания, где

общеизвестные истины, вроде мысли о том, что язык является

основным средством общения людей, перемешивались со вздорными

утверждениями. Достаточно напомнить безапелляционное

утверждение о том, что мышление вне слов невозможно, -

утверждение, загонявшее специалистов в тупик, так как

оставалось совершенно необъяснимым, как же мыслит композитор,

обдумывая свое новое творение, или архитектор, уясняя себе

конструкцию будущего здания, или живописец, приступая к своей

картине.

Будучи в очень слабой степени одарен образным мышлением и

привыкнув почти всю свою умственную деятельность проводить

через слово, Сталин, по-видимому, действительно совершенно не

понимал природы художественного творчества. Однако это не

мешало ему видеть в себе глубокого понимателя эстетических

Ценностей, проникновенного указателя, куда и как должны

двигаться художественная литература, архитектура, живопись,

музыка, театр. Общеизвестный афоризм по поводу сказки Горького

'Девушка и смерть' - 'Эта штука посильнее 'Фауста' Гете', может

быть не без пользы дополнен еще одним, который теперь уже мало

кто помнит, но документально точную фиксацию которого можно

найти в газетах за 1926 или 27-й год. В те еще патриархальные

времена Сталин вместе с Луначарским и Калининым посетил

выставку московской организации художников 'АХР'. В назидание

потомству высокие гости оставили в книге отзывов резюме своих

впечатлений. Луначарский воспользовался случаем, чтобы со

свойственным ему поверхностным блеском изложить целое

эстетическое кредо. Калинин был скромнее: тактично

оговорившись, что далек от вопросов искусства, он безо всяких

претензий отметил то, что ему понравилось или не понравилось на

выставке и сжато объяснил, как сумел, почему именно

понравилось. Третий посетитель оказался лаконичнее всех.

Воспроизвожу его отзыв буквально: 'По моему ничего. И. Сталин'.

Но прошло всего шесть-семь лет, и человек, изобличивший

свой художественный идиотизм, добился такого положения, что

поводья всех пегасов советского искусства и литературы

оказались зажатыми в его кулаке.

Отпечаток художественной эклектики, внешнего гигантизма,

безвкусицы и нуворишеского стремления к показной роскоши

несмываем со всего того, чем Сталин собирался обессмертить себя

как великого строителя, - будь то станции московского метро и

высотные здания или волгодонские шлюзы и новые украшения

Сталинграда. Отдельные частные удачи - счастливые достижения

некоторых архитекторов, сумевших убедить вождя в своей

художественной правоте, - тонут в абсурдном нагромождении

разностильных элементов - дорических портиков и готических

шпилей, ренессансных лоджий и модернизированных колонн, в лесу

белых скульптурных групп, размахивающих мраморными знаменами и

эмблемами, как бы вопиющих о своем убожестве к самому небу, и в

беспримерной нелепости мозаик, где фигуры в бесцветных

партийных куртках и картузах маячат на золотом иератическом

фоне Византии.

Гениальный тиран. Дурной хозяин. Неудавшийся ученый.

Художественный идиот.

- Увы, -