Одним из его ближайших преемников явится другой духовный
великан, в гирлянде прежних жизней которого выделяется
удаленное во времени звено, когда он проходил по земле в облике
одного весьма известного государя империи Гогенштауфенов. Он и
на этот раз примет инкарнацию в том же народе, в Германии. При
нем завершится полное воссоединение христианских церквей и
сочетание всех религий правой руки в свободной унии.
Я уже столько раз указывал на то, как отразилась
недовершенность миссии Христа в ущербности средневекового
христианства и как из психологического климата, создавшегося на
Западе вследствие этой ущербленности церкви, возникло
антидвижение: Ренессанс, Реформация, Революция, безрелигиозная
наука и демонизирующаяся техника - стремительный полет Красного
всадника Апокалипсиса. При Белом всаднике будет сделано все
возможное, чтобы высвободить науку и технику из-под власти
демонизирующих начал. Науку и технику попробуют сопрягать с
трансфизическим знанием и с этикой, их заставят работать
единственно в целях всеобщего благосостояния, гармонизируя,
поелику возможно, взаимоотношения цивилизации и природы. Но
специфика техники - ее рассудочность, утилитарность и
бездуховность не преодолеются тем одним, что перед техникой
будут поставлены более возвышенные задачи, а ее методам будет
навязан этический контроль. Эта внутренняя бездуховность и
утилитарность сохранятся до тех пор, пока именно эти свойства
техники не понадобятся пришедшему во плоти противобогу.
Технический прогресс, вызванный безрелигиозной эрой, останется,
в сущности, нерешенной проблемой и, как флегмона, развивающаяся
на организме человечества, прорвется на рубеже антихристова
царства.
Жажда власти и жажда крови тайно шевелятся на дне многих
душ. Не находя удовлетворения в условиях социальной гармонии,
они толкнут некоторых на изобретение доктрин, ратующих за такие
социальные и культурные перемены, которые сулили бы в будущем
удовлетворение этих неизжитых страстей. А других будет томить
скука. Она перестанет быть гостьей, она сделается хозяйкой в их
душевном доме, и лишенное коллизий общественное бытие начнет им
казаться пресным. С тоской, с раздражением и завистью будут эти
авантюристические натуры знакомиться по книгам с насыщенной
приключениями, столкновениями, преступлениями и страстями
жизнью других эпох. А наряду с такими индивидуальностями в
человечестве выявится еще один слой: чем сытее, благополучнее
будет их существование, тем мучительнее начнет язвить этих
людей связанность сексуальных проявлений человека путами
морали, религии, традиции, общественных приличий, архаического
стыда.
Инстинкт морально-общественного самосохранения держит, со
времен родового строя, самодовлеющую сексуальную стихию в
строгой узде. Но вряд ли выдержала бы долго эта узда, если бы
она выражалась только во внутренних самоусилиях человека; если
бы общественное принуждение не приходило ей на помощь в виде
социальных и государственных узаконений. Здоровый инстинкт
самосохранения говорит, что снятие запретов со всех проявлений
сексуальной стихии без разбора чревато разрушением семьи,
развитием половых извращений, ослаблением воли, моральным
растлением поколений и, в конце концов, всеобщим вырождением -
физическим и духовным. Инстинкт морально-общественного
самосохранения силен, но не настолько, чтобы предохранить
общество от этой опасности без помощи государственных законов,
юридических норм и общепринятых приличий. Здоровый инстинкт
силен; но когда с инстинкта сексуальной свободы срывается
внешняя узда, этот второй инстинкт часто оказывается сильнее.
Не следует бояться правды: следует признать, что этот
центробежный инстинкт потенциально свойственен, в той или иной
мере, большинству людей. Его подавляют внутренние противовесы и
внешнее принуждение, он угнетен, он дремлет, но он есть. О,
сексуальная сфера человека таит в себе взрывчатый материал
невообразимой силы! Центростремительный инстинкт
морально-общественного самосохранения притягивает друг к другу,
спаивает элементы личной жизни каждого из нас: благодаря ему
личная жизнь среднего человека являет собой некоторую систему,
некоторую элементарную стройность, подобно тому, как в
микромире нуклоны образуют плотно