Даниил Андреев

Роза мира (часть 5)

возвышением на другом.

На громадном, вытянутом вверх запрестольном образе в

россианском храме туманно светятся условные облики: многокрылый

демиург Яросвет и восседающая на троне, осененная демиургом

Навна с Младенцем-девочкою Звентой-Свентаною на коленях. Не

стены - только колоннады отделяют этот зал от кольцеобразного

вокруг него придела: там, в полусумраке высоких ниш,

приподнятых рядом ступеней над полом, затуманенно сияют узкие,

высокие метапортреты родомыслов, гениев, вестников и

праведников нашей страны. Перед каждым из них в урочный день

зажигаются огни, совершаются служения, и, быть может, у этих

служб будут некоторые черты сходства с акафистами православия.

По наружной же стене храма, в соответствующих нишах, белеют

скульптурные портреты - портреты в общепринятом смысле этого

слова, - такие образы этих людей, какими обладали они при

жизни. Ибо метапортреты, перед которыми могут протекать

служения, суть лишь условные изображения просветленных: таких,

какими пребывают они в затомисе. Невозможность точно

воспроизвести четырехмерный образ в двухмерной плоскости и

выразить девятицветную спектральную гамму тех миров

семицветными средствами Энрофа обусловит, конечно,

относительность этих метапортретов. Но сколь бы условен ни был

такой образ, достоин принимать молитвословия именно он и только

он, ибо внутренним правом и смыслом обладает только та молитва,

которая обращена не к человеческим существам, какими были эти

души на земле столько-то десятилетий или веков назад, а к их

просветленному, запредельному существу, ныне пребывающему и

творящему в России Небесной.

Наряду с пантеонами отдельных сверхнародов и наций будут

воздвигнуты, конечно, и пантеоны человечества - Синклита Мира и

Элиты Шаданакара. Думаю, что со временем ни один город не

обойдется без такого пантеона, потому что великие духи,

достигшие этих наивысших миров, - друзья и сотворцы всего

человечества.

Но верграды включают еще один род святилищ, и подобных

храмов еще не было, да и не могло быть никогда. Место им - не

иначе, как подле водоемов - рек, озер или каналов с проточной

водой. Это - храмы Стихиалей.

Роза Мира укажет путь к тому, чтобы наслаждение от

соприкосновения с плотью природы делать все шире, наше счастье

от общения с ее духами - все глубже, а нашу радость от

исполнения долга перед ней - все чище и оправданнее. До сих

пор, по-видимому, только индийские религии с их заветом

'ахимсы' - запретом нанесения страдания какому бы то ни было

живому существу - приблизились к подлинной религиозно-этической

любви к природе. Но ахимса имеет в виду главным образом людей и

животных; стихиали остаются вне пределов завета, если не

считать души некоторых рек. А между тем давно уже время понять,

что мы, вырубая леса под корень, безбожно насилуя течение рек

во имя извлечения гидроэнергии, а луга и поля заменяя

ландшафтом убогих пригородов и поселков, наносим ущерб. И прошу

не принимать эти слова за традиционные вздохи праздных,

поэтически настроенных натур: ущерб, этим наносимый нами самим

себе, совершенно конкретен, хотя и не утилитарен. Это - тот

самый душевный изъян, тот самый разрастающийся вакуум в душе

человечества, который образуется вместе с заменой природы

антиприродой. Тот изъян, который состоит в гипертрофии двух

сфер человеческого существа - рассудка и примитивной

чувственности и в отмирании всех остальных его потенций. Этот

изъян растет параллельно тому ущербу, который мы наносим дивным

мирам Лиурны и Арашамфа, Дараинны и Мурохаммы, Фальторы и

Страны Эльфов. И, напротив, сажая деревья, ухаживая за лесами,

расширяя сады, учреждая заповедники, озеленяя города, мы творим

добро не только себе, но и им. Но этого еще недостаточно.

Поскольку нами и в этом руководит утилитарный интерес, жажда

материальной выгоды, постольку все это и обогащает нас только

материально. И лишь в те времена, когда мы станем делать все

это не ради себя, а именно ради просветления природы, ради

расширения в ней областей, животворимых светлыми стихиалями, и

изгнания из нее стихиалей демонических - только в те времена мы

начнем осуществлять по-настоящему наш прекрасный долг по

отношению к ней. Ничто так не привлекает светлых стихиалей, как

садоводство