которая совершается
перед лицом многих десятков тысяч человек и в которой участвуют
- единственный раз в году - все пять священств Розы Мира. До
моего сердца доносятся звуки золотых труб - высоко-высоко, под
самым куполом на главной башне великого храма. Город еще во
мгле, а купол и эти трубы уже загорелись в солнечных лучах:
поднимается день летнего солнцеворота. Я слышу мелодию, я вижу,
как распахивается в храме заалтарный проем, и алый диск, еще
перерезанный зубчатой линией городского горизонта, является
перед народом. Я вижу вокруг престола в алтаре представителей
всех священств и среди них священнослужительницу Приснодевы и
священнослужительницу Великих Стихиалей. Я различаю, как все
предстоящие - их семь - протягивают над престолом правую руку.
Я не могу различить, что за таинство совершают они, но вижу
гармонию их медленных движений и слышу, как обращается к Солнцу
старший из них, верховный наставник человечества:
- Слава тебе, восходящее Солнце!
Громоносные хоры повторяют эти слова, и снова трубят
золотые трубы снаружи
храма, под куполом.
- Слава тебе, возносимое сердце! - различается второй
возглас верховного наставника, и я вижу, как он, сопровождаемый
иерархами всех священств, направляется через распахнутый проем
на восточную террасу. И когда замолкает гром хора и трубы в
третий раз повторяют свой напев, я вижу, как верховный
наставник приближается к парапету над площадью и возглашает,
поднимая на фон алого диска крылатое сердце-лампаду, светящуюся
изнутри:
- Благословенна желанная встреча в зените!
ГЛАВА 4. КНЯЗЬ ТЬМЫ
Многое воспринимаю я при помощи различных родов
внутреннего зрения: и глазами фантазии, и зрением
художественного творчества, и духовным предощущением. Кое-что
вижу и тем зрением, которым предваряется долженствующее быть.
Но все, что я вижу впереди, - для меня желанное; и нередко я
совершаю, может быть, незаметную подмену, принимая желаемое за
объективно предназначенное к бытию.
Такая подмена больше не может иметь места, коль скоро взор
направляется в дальнейшую тьму времен и различает там не
желаемое и радующее, а ненавидимое и ужасающее.
Не странно ли, что Роза Мира, долгое время господствуя над
человечеством, все-таки не сможет предотвратить пришествия
князя тьмы? - Да, не сможет. Ко всеобщему величайшему горю - не
сможет. Не сможет, хотя и будет всеми силами стремиться
отсрочить его приход, чтобы закалить для борьбы с ним
наибольшее число умов и сердец человеческих.
При благоприятном решении ряда исторических дилемм она
действительно водворит на земле условия Золотого Века. Она
упразднит государственное и общественное насилие. Она устранит
какую бы то ни было эксплуатацию. Она ослабит хищное начало в
человеке. Она смягчит нравы народов до той степени, на какую
намекают нам вещие сны светлых мечтателей прошлого. Она откроет
перед людьми пучины познания об иных мирах и о путях
восхождения Энрофа. Она поднимет некоторые виды животных до
овладения речью и до разумно-творческого бытия. Неослабными
предупреждениями о грядущем князе мрака она заранее вырвет
из-под его духовной власти мириады тех, кто без такого
предупреждения мог бы быть им обольщен и вовлекся бы в колесо
горчайшего искупления. Ее грандиозный Синклит - Аримойя -
преобразит некоторые из чистилищ в миры духовного врачевания.
Но останется несколько противоречий, которых не сможет
разрешить и она: их вообще нельзя разрешить до тех пор, пока
человечество, как говорил Достоевский, не переменится
физически.
Такие противоречия можно смягчить, сгладить, временно
заглушить, но устранить их корень нельзя, потому что корень их
- в том эйцехоре, которое, со времен падения Лилит, свойственно
всем живым существам Энрофа, кроме тех, кто изжил его и
испепелил в ходе своего просветления. Главнейшие из этих
противоречий психологически выражаются наличием в человеке
импульса жажды власти и сложной, двойственной и противоречивой
структурой его сексуальной сферы.
Действуя то порознь, то вместе, эти импульсы создают
тяготение ко злу, свойственное почти каждому человеку, и
способность подпадать обаянию зла в его различных видах, а
иногда даже беспримесному злу, не маскирующемуся