Шантидева

Луть Бодхисаттвы

дело.

Ненасытный в делах, он в них находит радость.

В поисках счастья люди берутся за труд,

Но не всегда счастье им достается.

Но разве могут бездействовать те,

Кто находит счастье в самом труде?

Чувственные услады подобны мёду на лезвии бритвы,

Но их никогда не бывает вдоволь.

Так как же можно насытиться нектаром заслуг,

Приносящих сладкие полезные плоды?

И потому, дабы исполнить работу,

Отдайся ей всем существом

Подобно тому, как слон, истомленный полуденным солнцем

Окунается в воды озера.

Но когда силы на исходе, отложи всякую работу,

Чтобы вернуться к ней позже.

А когда все будет завершено, оставь ее,

Преисполнившись желания взяться за дальнейшее.

Уклоняйся от нападения клеш

И решительно их атакуй

Так, будто с мечом в руках сражаешься

С искусными противниками164.

Если [воин] выронит меч,

Тотчас же в страхе он его подберет.

Подобно этому, если выронишь меч памятования,

Подбери его, вспомнив об аде.

Как яд, проникнув в кровь,

Разносится по всему телу,

Так и пороки, найдя уязвимое место,

Заполоняют ум.

Пусть принявший обеты будет столь же внимателен,

Как человек, несущий горшок горчичного масла

Под пристальным взглядом меченосцев,

Грозящих убить его, если он споткнется.

Если змея заползет на колени,

Ты мгновенно на ноги вскочишь.

Подобно этому, если охватят тебя сонливость и лень,

Немедленно дай им отпор.

Совершив проступок,

Всякий раз подвергай себя осуждению,

Думая: “Как мне поступать,

Чтобы не повторить его снова?”

“В любых условиях следует

Сохранять памятование”, —

Так размышляя, устремись к достойным людям

И славным делам.

Вспомнив наставления о самоконтроле165,

Преисполнись решимости,

Дабы всегда быть готовым

К исполнению всякого дела.

Как повинуется ветру хлопковый пух,

Его порывами то вперед, то назад увлекаемый,

Так и ты повинуйся стремлению к благому166

И взрастишь духовную силу167.

Такова седьмая глава “Бодхичарья-аватары”, именуемая

“Парамита усердия”.

Глава восьмая

ПАРАМИТА МЕДИТАЦИИ168

Так, развив усердие,

Укрепись в самадхи,

Ибо человек, чей ум рассеян,

Пребывает в клыках своих клеш.

Но, если уединишься умом и телом,

Избавишься от отвлечений.

А потому оставь мирскую жизнь

И отбрось блуждающие помыслы.

Привязанность и жажда накоплений

Мешают нам отречься от мира.

И потому, размышляя,

Мудрые отвергают их169.

Випашьяна, основанная на шаматхе,

Искореняет клеши.

Зная это, сперва устремись к шаматхе.

Ее достигнешь, отвергнув радости мира170.

Ибо зачем невечному человеку

Питать привязанность к другим невечным существам,

Если в течение многих тысяч перерождений

Он не встретит снова своих любимых?

В разлуке с ними ты несчастен,

И твой ум не способен достичь самадхи.

Но, даже увидев их, ты не знаешь покоя.

Желание терзает тебя, как и прежде.

Не в силах познать истинную реальность,

Ты теряешь отвращение к самсаре.

Желая встретить любимых,

Ты терзаешься от тоски.

Если думать лишь о любимых.

Жизнь пролетит впустую.

Из-за невечных существ

Потеряешь нетленную Дхарму.

Если в своих деяниях уподобишься незрелым людям,

Непременно переродишься в низших мирах.

А если не станешь им подражать, они тебя невзлюбят.

К чему же тогда с ними водиться?

Мгновенье назад они были друзьями,

Мгновенье прошло, и они во врагов обратились.

Когда впору радоваться, они преисполнены гнева.

Обычным людям171 нелегко угодить.

Они сердятся, когда слышат добрый совет,

И отговаривают меня от полезного.

Если же их не слушать,

Они гневаются и попадают в низшие миры.

Они завидуют вышестоящим,

Соперничают с равными и заносчивы со стоящими ниже.

С надменностью они встречают похвалу, с гневом — упрек.

Когда же будет хоть какой-нибудь толк от этих незрелых людей?

В общении с незрелыми людьми

Неизбежно рождается пагубное:

Самовосхваление, унижение других

И разговоры о радостях самсары.

Дружба с незрелыми существами

Приносит одни несчастья.

Лучше уж счастливо жить в одиночестве,

Избавив свой ум от клеш172.

Беги прочь от незрелых людей.

А если встретишься с ними, порадуй их учтивым обхождением.

При этом избегай панибратства,

Будь добр, но беспристрастен.

Как пчела с цветка собирает нектар,

Я возьму лишь то, что полезно для Дхармы.

Буду жить я, не заводя знакомств,

Словно раньше меня не существовало.

“Я — богат, почитаем,

И многие любят меня”.

Даже так помышляющий не