Шантидева

Луть Бодхисаттвы

усилий.

Этих клеш не найти ни в объектах, ни в органах чувств,

Ни между ними, ни где-либо еще.

Где же пребывают они, нанося урон всему миру?

Они — всего лишь иллюзия, и потому

Изгони страх из сердца и будь настойчив в достижении мудрости.

Ибо к чему безо всякого смысла обрекать себя на адские муки?

Так, тщательно всё обдумав,

Должен я старательно применять вышеизложенные поучения.

[Ибо] разве исцелит больного лекарство,

Если он не внемлет советам лекаря57?

Такова четвертая глава “Бодхичарья-аватары”,

именуемая “Самоконтроль”.

Глава пятая

БДИТЕЛЬНОСТЬ58

Те, кто желает неотступно практиковать Учение,

Должны внимательно следить за своим умом,

Ибо тем, кто за ним не следит,

Не удастся практиковать неослабно.

В этом мире непокорные и безумные слоны59

Не сумеют причинить столько вреда,

Сколько вырвавшийся на свободу слон моего ума,

Способный низвергнуть меня в ад Авичи.

Но, если слон ума крепко-накрепко связан

Веревкой памятования,

Все страхи исчезнут,

А все добродетели сами придут в мои руки.

Тигров, львов, больших слонов, медведей,

Змей и недругов всех мастей,

Стражей адских миров,

Дакинь60 и ракшас —

Всех можно укротить,

Укротив лишь свой ум.

Всех можно покорить,

Покорив лишь свой ум61.

Ибо Проповедующий Истину62 молвил:

“Все страхи,

А также все беспредельные страдания

Берут начало в уме”.

Чей злой умысел породил орудия [пыток] ада?

Кто создал твердь из раскаленного железа63?

И откуда взялись все эти женщины64?

Мудрый сказал, что все это —

[Порождение] порочного ума.

И потому во всех трех мирах,

Кроме ума65, нечего опасаться.

Допустим, что парамита даяния66 заключается в том,

Чтобы избавить существ от нищеты.

Однако мир по-прежнему беден.

Зачем же тогда упражнялись в ней

Будды древности?

Сказано, что парамита даяния

Это готовность отдать другим все

Вместе с плодами [этого совершенства].

Следовательно, это не что иное, как состояние ума.

Где спрятать [всех] рыб и других существ,

Дабы уберечь их от убиения?

Помысел об отказе [от пагубного]

Называют парамитой нравственности67.

Число враждебных существ неизмеримо, как пространство.

Их всех одолеть невозможно.

Но, если победишь гнев, —

Покоришь всех врагов68.

Где нашел бы я столько кожи,

Чтоб покрыть всю земную твердь?

Простая кожаная подошва моих башмаков —

И вся земля покрыта69.

Подобно этому, не под силу мне

Подчинить себе ход событий,

Но, если сумею я покорить свой ум,

Разве будет нужда покорять что-то еще?

Действия тела и речи при ущербном уме

Не приведут к рождению в мире Брахмы,

Что достигается лишь развитием

Глубокого сосредоточения70.

Знающий Истину изрек:

“Даже долгое чтение мантр и умерщвление плоти

Не принесут плода,

Если ум отвлечен на нечто иное”71.

Те, кто не постиг тайну ума —

Высшую суть Дхармы72,

Будут блуждать бессмысленно и бесцельно

В поисках счастья и избавления от страданий.

А раз так,

Держи в узде и зорко стереги свой ум.

Ибо, если за ним не следить,

Что толку в исполнении иных обетов?

Как укрывал бы я свою рану

В гуще взбудораженной необузданной толпы,

Так же должен я беспрестанно оберегать уязвимые места ума

Среди дурных людей.

В страхе слегка задеть свою рану

Я с нее не спускаю глаз.

Отчего же тогда не забочусь я об уязвимых местах своего ума

В страхе, что горы ада его раздавят73?

И если я стану так жить,

То в окружении женщин

И в обществе недобрых людей

Буду я по-прежнему усердно соблюдать обеты.

Уж лучше лишиться богатства,

Утратить почести, тело,

Средства к существованию и все остальное,

Чем потерять добродетельный настрой ума74.

О вы, желающие держать в узде свой ум,

Молю вас, сложив ладони у сердца:

Всеми силами сохраняйте

Памятование и бдительность75!

Человек, пораженный телесным недугом,

Ни на что не способен.

Подобно этому, ум, лишенный этих двух [качеств]76,

Не в силах ничего совершить.

Все, что постиг небдительный ум

В ходе слушания, осмысления и медитации,

Не удерживается в памяти,

Как вода — в треснувшем сосуде.

Даже те, кто обладает обширными знаниями,

Верой и редким упорством,

Запятнают себя пороками,

Если утратят бдительность.

Утрата бдительности, словно вор,

Вслед за ослаблением памятований

Украдет накопленные заслуги,

Обрекая меня на рождение в низших мирах.

Мои клеши, точно шайка воров,

Выжидают удобного случая.

Улучив момент, они похищают мои