с делами, так как, делая их, она была занята только тем, что делала. Когда она пекла хлеб, она думала о хлебе, но не о фасоне нового платья и не о танцах. Лорд Честерфилд говорит: «В течение дня достаточно времени для всего, но при условии, если вы будете делать только одну вещь зараз; если же вы захотите делать две вещи сразу, вам не хватит времени в целом году».
Для достижения лучших результатов всякий должен стараться сосредотачиваться на лежащей перед ним задаче, отгоняя возможно дальше от себя всякую другую идею или мысль, и в таких случаях человек должен стараться забыть себя, свою личность, так как нет ничего, что бы действовало разрушительнее на правильное мышление, чем позволение вторгаться в него болезненному самосознанию. Всякий действует лучше, когда забывает себя в работе и позволяет своей личности совершенно исчезать в творчестве.
Искренно работает тот, кто отдаёт свою личность для достижения желаемых результатов или для совершения поставленной задачи. Актёр, проповедник, оратор или писатель должны потерять идею самих себя для достижения лучших результатов в том, что они делают. Не отвлекайтесь от предмета и не заботьтесь о вашем «я».
В связи с этим мы можем привести рассказ об Уэтли, который может быть интересен в связи с тем, что мы говорим о необходимости забывать себя, делая своё дело. Однажды у него попросили совета, как излечиться от застенчивости. Он отвечал, что человек бывает застенчив потому, что всё время думает о себе и о впечатлении, какое он производит. Его совет заключался в том, чтобы молодой человек, о котором шла речь, больше думал о других и о том, что он им может сделать. Таким образом его робость должна была пропасть. Средство это дало блестящие результаты. Тот же Уэтли писал: «Оратор, говорящий экспромтом, или автор, читающий своё произведение, должны избегать всех мыслей о себе, серьёзно держа в уме только то, что они говорят или читают, и они будут меньше чувствовать стеснение, которое возникает от мысли о том, какое мнение о них составят слушатели».
Уэтли, повидимому, специально изучал вопрос о внимании и даёт нам много интересных сведений о подробностях своих наблюдений. Следующее может быть прочитано с интересом, а если оно будет правильно понято, то может принести и пользу. Он говорит: «Факт, и притом весьма любопытный, заключается в том, что многие могут наилучшим образом отдаваться какому-нибудь серьёзному делу, когда они заняты чем-нибудь другим, что требует мало внимания, или совсем не требует его, так, например: шитьём, разрезанием страниц книги или, за отсутствием этого, просто игрой со своими пальцами». Автор не объясняет этого явления и с первого взгляда оно может показаться противоречащим идее «одно дело в одно время», но более близкое изучение показывает нам, что второстепенная работа относится по своей природе к невольным или автоматическим движениям, требующим очень мало или совсем не требующим волевого внимания и происходящим как бы сами по себе. Это автоматическое движение не отвлекает внимания от главного предмета, но производится как бы «излишком» внимания, который, не расходуясь, часто стремится отвлечь внимание от одного волевого действия на другое. Привычка может помогать делать одно дело в то время, когда внимание обращено на другое. Например, человек может писать, отдавая всё своё внимание тем мыслям, которые он может выразить, но его рука в то же время будет писать слова и буквы, повидимому не требуя никакого внимания. Но позвольте ребёнку или лицу непривычному к письму попробовать выразить свои мысли таким путём, и вы увидите, что он запутывается в потоке мыслей в силу того, что ему приходится уделять слишком много внимания механической работе письма. Таким же образом начинающий печатать на пишущей машинке находит трудным составлять текст писем или вообще то, что он пишет, работая на машинке, то есть следя за клавишами, регистрами и пр., тогда как человек, привыкший к этой работе, находит, что механические движения не являются препятствием для течения его мыслей и сосредоточения внимания. На самом деле многим даже легче думать, работая на пишущей машинке, чем диктуя стенографу. Мы полагаем, вы поймёте, почему это так происходит.
Теперь следует приступить к ментальным упражнениям сосредоточения внимания, что даёт возможность вступить на правильный путь к воспитанию этой важной способности.
Умственные упражнения в сосредоточении внимания
Упражнение 1-е. Начните, взяв какой-нибудь знакомый предмет, и поставив его перед собой, постарайтесь вобрать