Рамачарака

Раджа - Йога (Часть 1)

памяти и внимания вместе с изумительной быстротой умственной деятельности, которую развивал в себе ребёнок. Он в состоянии был не только необыкновенно быстро припомнить в уме число очков, но и обладал наблюдательностью, которая казалась почти чудесной. А между тем рассказывают, что он имел слабое внимание и недостаточную память, когда начал упражняться.

Если рассказанное кажется невероятным, вспомним старых игроков в вист, которые замечают и запоминают все карты и могут сказать, была ли данная карта в игре или не была. То же самое верно и относительно шахматистов, которые запоминают каждый ход и могут рассказать всю партию в деталях спустя долгое время после того, как она была сыграна. Вспомните также, как женщина, пройдя мимо другой на улице и, повидимому, бросив на неё только беглый взгляд, может после описать во всех подробностях туалет этой женщины, все цвета, материал, фасон и вероятную цену материи и пр., и пр. Мужчина едва бы мог заметить что-нибудь из этих подробностей, потому что он не обратил бы на них достаточно внимания, но и этот мужчина может быстро сравняться с женщиной в способности наблюдения и запоминания подробностей, если это почему-нибудь ему нужно, например если это связано с его профессией или если его наблюдательная способность пробуждена каким-нибудь особым импульсом, например если он держал пари с приятелем, что может запомнить все подробности туалета, виденные только мельком. Вы видите, что всё это — дело интереса и внимания.

Но мы забываем, что внимание может быть развито и воспитано, и жалуемся, что часто многое забываем или неспособны сразу замечать. Между тем маленькая практика сделала бы чудеса в этом направлении.

Приведённые упражнения разовьют вашу память и силу наблюдения, но мы дали их не только этого. Есть ещё другая цель, которая станет видна в своё время. Мы стремимся развивать вашу силу воли и знаем, что внимание открывает дверь для проявления силы воли. Чтобы пользоваться волей, вы должны быть способны определённо и твёрдо сосредотачивать внимание. Эти детские упражнения помогут вам развить умственные мускулы внимания. Если вы могли бы только получить понятие о тех играх, заключающих в себе психические упражнения, в которые заставляют играть учеников-йогов для развития их умственных способностей, вы изменили бы своё мнение об адептах учения йогов, о которых вы думали раньше, как о мечтателях, далеко стоящих от действительности. Наоборот, эти люди и их последователи чрезвычайно практичны. Они достигли господства над умом и над его способностями и могут пользоваться ими, как хорошо отточенными инструментами, тогда как человек, не прошедший специальной тренировки, имеет в своём распоряжении только тупые инструменты, которыми он может только грубо рубить и колоть и некогда не может сделать ничего тонкого и законченного. Йог верит в пользу хороших инструментов для работы «Я» и он тратит много времени на закаливание и заострение этих инструментов. Нет, йог не пустой мечтатель; его практическое чутьё удивит многих деловых западных людей, когда последние столкнутся с этими способностями йогов.

Итак, мы просим вас заняться упражнениями в «наблюдениях». Два приведённых примера — только указание на общую черту. Мы могли бы привести вам тысячи упражнений, но вы можете сами создать их. Маленького индусского ребёнка учат развивать внимание, заставляя замечать и запоминать число, цвет, характер и другие подробности разноцветных камней и драгоценностей, которые ему показывают на одно мгновение, раскрывая ладони, и затем сейчас же закрывая их. Его также учат наблюдать и описывать прохожих, экипажи, дома, которые он видит во время прогулок, и тысячи других вещей. Получаемые результаты почти чудесны, и таким путём ребёнка приготовляют для роли «челы» или ученика. Являясь к своему «гуру» или учителю, он уже имеет хорошо развитый мозг, то есть ум, вполне приученный повиноваться воле «Я», а также и способности, обострённые настолько, что он замечает мгновенно то, на что другим понадобилась бы неделя. Правда, йоги не пользуются этими способностями для практических целей или для «дел», но предпочитают отдавать их отвлечённым занятиям и стремлениям вне того, что западный человек считает целью жизни. Помните, что эти две цивилизации совершенно различны, преследуют различные идеалы, развиваются в различных экономических условиях, как бы в разных мирах. Но это уже дело вкуса и идеалов. Во всяком случае, «чела» обладает всеми способностями для практической жизни Запада, если он захочет пользоваться этими способностями,