в спокойном месте. Это место надо поддерживать в чистоте, думая об Ишваре. Сядьте удобно. Поза не должна причинять неудобство какой-либо из частей вашего физического тела. Начав произносить, вы должны сохранять настрой на то, чтобы слушать это слово и думать о нём, а также наблюдать за всем, что с ним связано, с помощью своей осознанности. Вам неизбежно придётся слушать свой голос, пока вы произносите (не придавая этому никакого заданного смысла). И когда вы слушаете свой голос, дополняющие друг друга аппараты слуха и речи соединяются звуком и происходит завершение схемы. Это можно сравнить с электрогенератором — если в схеме разрыв, то ток не идёт, но когда соединение правильное, ток пойдёт автоматически. В вас также две части схемы — изрекающая и слушающая.
Закройте глаза, начните произносить, и слушайте свой собственный голос, стараясь думать о его смысле и значении (не пытаясь в то же время приписывать ему какой-либо смысл, который вы знали ранее). Пока вы произносите не слушая, эффекта не будет. В таком случае нет разницы между вашим изречением и дудением в рожок. Гудки на многих фабриках и в учреждениях гудят ежедневно по несколько минут. Но нельзя называть это изречением, или ОМ. Могут быть механически воспроизводимые звуки, напоминающие ОМ. Но это не ОМ, и это не может быть ОМ, ибо ОМ — не просто звук, но также и слово, смысл, значение, касание, чувствование и пробуждение. Всё это, вместе взятое, есть ОМ, имя Господа. Описанный процесс называется джапа. Соблюдайте его и старайтесь понять смысл слова ОМ, когда его произносите. Когда вы сделаете это, вы охватите своим изречением смысл, намерение, чувство, ощущение и касание своего высшего сознания, обнаружив, что это — Владыка души.
Согласно ведической традиции у вас есть три источника истинной, безличной мудрости. Они — в вас, а не где-то снаружи. Они не созданы человеком, но даны человеку природой, как изречение Ишвары, пребывающего в вас Владыки. Первый источник — это ваш изречённый голос. Второй — это ваше дыхание, носитель вашего голоса. Третий — это содержание, которое этот голос несёт. В Ведах пурушей названы вы сами — безличный человек в вас, Господь в вас. Четвёртое принимается и передаётся вами в виде применения вышеописанных трёх в вашей жизни. Эти три инструмента мудрости образно называются тремя Ведами. Конечно же, у нас есть четыре книги под таким названием, но они образуют лишь комментарий к Веде, тому 'Слову, которое не может быть написано человеком на бумаге'. Знающие значение этих изначальных текстов, скрытых в вас, называют изречение ОМ 'вечной осознанностью'. На санскрите это называется акшарам, что значит 'неиссякаемое'. Чтобы настроиться на осознание вечности и существует процесс, называемый 'джапой' Патанджали и другими. До того, как вы начали джапу, в вас существуют два разных элемента — изречение и изрекающий. Когда же вы в процессе изречения, сказано, что вы начинаете входить в него, возноситься в него. Ваше существование в теле, уме и чувствах затихнет. Осознанность как слог живёт во всех ваших проводниках, но ваша осознанность обычно не живёт в ней.
У предметного плана существования всегда три аспекта — совершающий, совершаемое дело и процесс совершения. Процесс познания тоже включает эти три аспекта взятые отдельно, когда вы находитесь в не-я. Когда вы читаете книгу, тут есть вы, есть книга, и есть процесс чтения. Понимание этих трёх аспектов называется 'духовной грамматикой'. Это процесс построения предложения с подлежащим, дополнением и сказуемым из одного слога, который в каждом из нас произносится как 'Я есмь'. Всё приходит из этой дифференциации, существует в предметном мире как треугольник и снова погружается в полное поглощение, которое мы называем ОМ, 'Я повсеместного присутствия'. Вы знаете, что Учителя предложили метод создания треугольников из людей, живущих в разных странах, чтобы помочь человечеству погрузиться в это вездесущее Я и жить в нём. Во всех организациях доброй воли и служения миру, поддерживаемых Учителями Мудрости, есть такие треугольники и известна наука треугольников.
Когда мы приступаем к произношению, мы ещё в не-я и потому все три элемента у нас имеются отдельно. Когда же мы начали, есть ОМ, куда мы принимаемся процессом слияния. Три перестают существовать и начинает существовать одно. Это единое, ОМ, есть Вечная Осознанность. Его переживание позволяет нам видеть, что 'нет второго'. Медитативное санскритское высказывание гласит: 'Всепроникающе Единое, которое не допускает второго'. Во время этого процесса вы