обнаружите, что ничего иного нет, и не осталось ничего из того, что вам принадлежало. Вот что называет Патанджали 'полной отдачей'. Она называется пранидхана, а сам процесс называется джапа. Практикуя джапу путём произношения ОМ и слушания собственного голоса, вы совершите полную отдачу, или вверение.
Есть и дополнительные инструменты, которые помогут вам и сделают ваш путь ровным. Первое — это то, что называют 'преданностью' или 'благоговением', а второе называют уверенным усилием. На санскрите первое называется бхакти, а второе — шраддха. Вы должны помогать себе (на плане не-я), поддерживая непрестанные усилия духом благоговения. Ведь везде, где предпринимается попытка регулярности, возникает ощущение монотонности, однообразия. Вы должны уметь поддерживать регулярность, исключая монотонность. Постарайтесь понять, в чём разница, когда задача решается математиком и компьютером. Первый процесс живой, а второй механический. Первый процесс сознательный и принадлежит к плану ума. Второй же процесс бессознателен для проводника, хотя и сознателен для дэв, которые работают с этим проводником. Человеческие существа (а фактически — все биологические существа) живут с помощью ума, тогда как дэвы живут с помощью дхармы или свойств материи и энергии. У дэв нет ума, поскольку они в нём не нуждаются. Но сочетания этих дэв создают результат, который мы называем умом, и они делают его основой для жизни биологических существ. Ум может ошибаться, тогда как у дхармы нет такой возможности. Вы знаете, что человеческие расчёты часто содержат ошибки, тогда как машины не ошибаются, если правильно запрограммированы. И вы можете легко понять, что когда компьютер работает над задачей, в этом участвуют миллионы дэв. В то же время для самой машины весь процесс является бессознательным. Так вот, практика йоги нужна для того, чтобы так переделать клавиатуру вашего ума, чтобы вы могли сделать процесс сознательным. В механическом произнесении ОМ нет проку. Здесь нет места монотонности, но абсолютно необходима регулярность. Уверенные усилия и почтение дают нужный товар, преданность. Если вы не сознаёте этого, что тогда случится? После того, как вы начнёте практику йоги, через два или три месяца наступит однообразие, и вы потеряете всякий интерес. Такова неизбежная судьба всех тех, кто приступает к практике йоги, чтобы удовлетворить своё праздное любопытство. Любопытство не поддерживается долго, поскольку это — жажда перемен. Потеряв интерес, мы либо прекратим практику йоги, либо будем продолжать её подобно мёртвой машине, не совершая никакого прогресса. Уверенное усилие и дух преданности становятся здесь необходимыми инструментами. Второй инструмент нужен, чтобы прилагать все доступные вам энергии и ресурсы в требуемых направлениях. Природа каждое мгновение поставляет нам энергии, но они рассеиваются через различные течи, трещины любопытства и желания. Непрерывной рекой течёт время в трубу отмеренной нам жизни, в которой множество дыр. Река продолжает течь, тогда как люди в ней умирают. Многократно вечное время наполняет бездонные бочки миллионов жизней. Долг ученика йоги — приложить данные ему энергии в направлении изречения слога, вхождения в него, и жизни в качестве этого слога. Значит ли это, что для практики йоги вы должны прекратить всю повседневную деятельность? Многие люди именно так понимают это, и благочестиво удаляются в леса, чтобы не видеть ничего, кроме диких зверей и кусачих насекомых. Чтобы понимать, как направлять текущие в вас энергии и знать способ их приложения в направлении полной осознанности, Учителями была дана наука семи лучей. Всю вашу деятельность, включая профессиональные, домашние и общественные обязанности, следует включить в процесс вашего обучения йоге. Если исключить их оттуда, то кто-то должен будет вас кормить. Вы станете монахом или нищим, пропитание которого зависит от других. Но принимать дары от других в дисциплине йоги строго запрещается. Принимайте какую-либо услугу на 100 франков от других, лишь сделав для них что-то стоящее 300 франков. Лишь тогда ваша практика йоги принесёт плоды. Этот принцип называется на санскрите апариграха (непринятие ничего в дар). 'Путь не допускает никакой другой деятельности'. Это значит, что в вашу практику йоги должна быть включена вся ваша деятельность. Ваша еда, питьё, привычки, разговоры, общественные, домашние и официальные связи, и всё прочее должны быть включены в вашу подготовку. И вводит их туда перемена отношения.
Ещё одно средство заключается в устранении впечатлений, составленных о