пропустят только когда вы пройдёте 'как вы есть', а не с тем, что вы имеете. Легче слону пройти в игольное ушко, чем пройти врата вверения с тем, что вы имеете. Перед вами лежит таможенный пост между страной людей и страной Господа, и вам нужно его пересечь. Дети божьи находят его очень строгим. Если вы пытаетесь пронести с собой хоть одно представление (пусть даже о самом Господе), тогда вас остановят и попросят оставить этот багаж. Господь — Сущий (имя его 'Я есмь то, что я есмь') и его врата пропускают вас лишь такими, каковы суть вы.
Господь — вне времени, говорит Патанджали. Он за пределами времени, потому что время существует, лишь пока существует ваш ум. Время начало существовать для вас лишь после того, как начали существовать вы сами, если вы хорошо помните. У самих часов времени не существует, потому что это вы изготовили их согласно собственным расчётам и приняли этот счёт. Но для ваших расчётов ничего подобного времени не существует. Например, небо видится через окно в форме окна, но для самой формы окна на небе ничего нет. Окно существует для глаза, а не для неба, которое через него наблюдается. И когда ваши ум и чувства будут погружены в Господа, поглощены им, то вы узнаете, что он вне времени. Расписание поездов существует для пассажиров и министерства путей сообщения. Но для самого дня, для его длительности не существует ничего подобного расписанию поездов.
'Господь-сознание в вас — это гуру всех гуру' — говорит Патанджали. Это учитель учителей. Если мы узнаём что-то у одного из учителей, то он в свою очередь, должно быть, узнал это у своего учителя. Принцип учительства существует во всех трёх звеньях этой цепи преемственности. Когда мальчик узнаёт о законе Архимеда и пытается понять его, он может на минуту задуматься — а откуда узнал его Архимед? Многие из нас даже над этим не задумываются, потому что умы второразрядные. Один мальчик спросил другого — 'откуда Архимед узнал этот закон?'. 'Из учебника физики, конечно' — ответил другой. Вот подпись второразрядного ума, который принадлежит не-я. Истина же в том, что Архимед обрёл своего учителя в своём Ишваре-сознании в виде интуиции. Второразрядные умы могут найти своих учителей лишь среди других — в виде авторов разных учебников, имеющихся в продаже. Для них, вне зависимости от того, принадлежат они к эзотерической школе или нет, Архимед — это внешний глава (иногда с лысой головой), но для самого Архимеда его учитель — это внутренний глава. Поскольку Господь-сознание — во всех нас, он светит сквозь ум и чувства, и если мы обратим к нему своё лицо, то станем подобны Архимеду. Но пока что мы счастливы, обратив лицо к объектам чувств. 'Владыка всех владык сияет из сердца каждого' — говорит Кришна в Бхагавад-гите. 'Он учитель всех учителей' — говорит Патанджали. Те, кто получают от него вести, находятся среди Учителей Мудрости, которым мы следуем. Если же посмотреть на наше собственное безобразное представление об Учителях, то мы скорее получим сообщение не от учителя или Учителя внутри него, а от какого-нибудь чёрта со спиритического сеанса, да ещё перепачканного атмосферой астральных скорлуп. Если мы принимаем результаты автоматического письма или сообщения, переданные на сеансе через планшетку, за послания настоящего учителя, такого как Морья, то это глупо. Такого 'учителя' можно заставить написать всё, что мы захотим. Но сознание Ишвары сияет в вас как Учитель Учителей сквозь время и вне времени. Каждый учитель получает от него мудрость, когда он сияет через ум и мысли его собственного учителя. Точно как кусок железа намагничивают от уже намагниченного куска, так и вы получите от своего гуру причитающееся. Учителя подобны магнитам, в то время как Единый Учитель подобен действующему в них магнетизму. Потому он и есть истинный Гуру. Это не значит, что у вас нет потребности в физическом гуру. Поезд — это не само путешествие, но вы не можете предпринять путешествие без поезда. Истинного гуру нужно найти на физическом плане, и он будет вашим внешним главой (пусть даже с лысой головой). Вы должны отречься от всех своих комплексов, поскольку Господь в вас не позволит вам пройти врата с чем-то вам принадлежащим. Он впустит только вас, но не ваше.
Теперь давайте составим ясное представление о том, как произносить ОМ, имя этого Господа, как слушать его, как прийти в соприкосновение с Господом, и как думать о смысле и значении ОМ. Господь сияет через наши проводники, и метод соприкосновения с ним называется 'джапа'. Этот процесс позволяет пережить опыт встречи с ним лицом