Эккирала Кришнамачарья

Уроки по йоге Патанджали

тела. Это уже факт, неизвестный гомеопатии, но тем не менее, это так.

Мы прошли уже половину курса, а другую половину начнём завтра. Когда вы соприкоснётесь с Владыкой ума и чувств, все эти искажения исчезнут, ибо 'Господа эти вещи коснуться не могут'.

УРОК 6

21 октября 1981

Сегодня мы займёмся исключительно наукой о дыхании и искусством дыхания. Оно называется пранаяма, и это самый важный и наиболее неверно понимаемый аспект практики йоги. Учитель Д. К. замечает об этом: 'Во многих группах дается большое число опасных инструкций, касающихся дыхания, — опасных, поскольку они основываются на книжном знании, а те, кто их предлагает, никогда в полной мере не практиковали их сами, опасных, ибо многие группы просто эксплуатируют неготовых людей — обычно в коммерческих целях. К счастью для массы стремящихся информация и инструкции являются слабыми, неточными и зачастую безвредными, хотя есть и много случаев примечательно плохих последствий (когда упражнения выполнялись регулярно). К счастью также, цели среднего стремящегося так слабы, что он не способен к упорному, ежедневному, непременному выполнению требований и не может приложить усилий, гарантирующих этот сомнительный успех; поэтому в таких случаях опасность отсутствует. Многие оккультные группы используют этот предмет для создания таинственности, для того, чтобы давать побуждение неосторожным, или для того, чтобы как-то занять своих приверженцев и завоевать славу учёных и подготовленных оккультистов. Всякий может учить дыхательным упражнениям. Дело, главным образом, в периодичности вдохов и выдохов, распределяемых в соответствии с желанием учителя. При упорных усилиях результаты будут достигнуты, и как правило — нежелательные, поскольку средний учитель подчеркивает технику дыхания, а не идеи, которые — благодаря энергии, порождаемой этим дыханием, — должны обретать форму в жизни ученика. (А этим-то принципам как раз и не учат, тогда как многократно повторяют подробности). Вся наука дыхания построена вокруг использования священного слова ОМ. Применение этого Слова должно было бы быть ограничено кругом тех стремящихся, которые серьёзно решили следовать Пути, но оно распространилось и используется многими неразборчивыми учителями, [в особенности теми свами, которые приезжают из Индии, изображают из себя святых и ловят в свои когти глупых западных женщин]. В этих случаях Слово используется без всякой духовной направленности, — (вот в чём беда), — а просто как звук, несомый дыханием, который производит психические действия, воспринимаемые легковерными в качестве показателя своей глубокой духовности. Сложность здесь в том, что дыхание неизбежно связано со словом ОМ, но его действие зависит от мотива и внутренней установки.'*

__________

* Цитата из книги 'Наваждение: мировая проблема', с. 254. В круглых скобках — замечания Э. Кришнамачарьи, в квадратных — пропущенные им отрывки — прим. пер.

Так что нужно очистить свою мотивацию, прежде чем приступать к этой практике. Применение жизненного дыхания — это целое искусство, которое должен учитывать в своей работе стремящийся, ученик и посвящённый, однако наука физического дыхания — это наименее важный аспект, и он сам последует за верным применением энергии, которая и есть слово, прилагаемое нами к божественному дыханию жизни.

Прежде всего, давайте постараемся понять механизм дыхания. Оно нисходит из жизни, как живое существо. Это означает, что есть отведённый этой Земле запас жизни, которая является растворителем для принципов Солнца и других планет. Он растворяет все планетные принципы и управляется великим законом, именуемым Законом Пульсации. Он продолжает своё нисхождение как дыхание всякой единицы существования, и это мы и называем процессом дыхания. Оно не принадлежит нам — это мы принадлежим ему и обязаны ему своим существованием. Оно предлагает и отменяет. В промежутках мы тоже предлагаем многие вещи, некоторые из которых отменяются им и нами самими, а некоторые — нет. Единственное право, которое у нас есть по отношению к дыханию — знать, что оно есть. Пока оно здесь, нам позволено знать, что оно есть. Получается так из-за того, что мы начинаем существовать, только когда оно присутствует. Душа, девятая природа, существует совечно Духу, Господу всего мироздания, и он повелевает Жизни вдохнуться в единицу, и вот мы здесь. Не дух это делает, но душа, девятая природа, предлагает жизни направиться в дыхание, и так другие восемь природ строят предметный мир. Они образуют проводники для жизни, которая поддерживает