самого себя, а не согласно его бытию. Это — психическое состояние, существование не-я, ложное существование. Это следует изменить, и должно произойти обращение. На первых порах, пока нет связи с высшим Я, это обращение невозможно, ибо всякий побуждается своими впечатлениями и отражениями, своими собственными образами. Это подобно состоянию человека, находящегося меж двух зеркал. Представьте на минуту, что ваша кожа — хорошо отполированное зеркало. И когда бы ни появился в комнате свет, вы будете видеть его на поверхности вашего тела, и когда бы ни приблизился к вам человек, вы его увидите там же. Прежде чем достигается йогическое соприкосновение, каждый живёт в таком вот состоянии умственной деятельности, которая есть лишь отражение. Истинная же деятельность мироздания ненаблюдаема. Сделайте паузу, дайте уму отдохнуть от этой отражённой деятельности. Тогда ум сможет собраться и достичь того состояния, в котором он сможет обнаружить истинную деятельность. (Понятно, что у него есть деятельность, к которой ум и принадлежал). Это начало практики йоги. Для этого нам нужно найти научный и безотказный метод, и найти его можно в книге Патанджали.
Низшее я, которое есть не-я, включает в себя ум, чувства и их деятельность. Оно иногда верит в какое-нибудь верование, а иногда не верит. Оно может оставаться скептиком несколько лет, десятилетий или целую жизнь. У ума лишь две альтернативы — верить или не верить. Это значит — верить в высшую осведомлённость или верить в низшую деятельность. На протяжении некоторых жизней человек верит, что всё высшее — это ложь и чепуха. Истина для него лишь то, что мы должны есть, когда голодны, спать, когда сонны, работать, чтобы получить пищу, одежду и кров. Даже это есть условная истина. Труд принимается таким человеком, потому что он должен есть и одеваться, а иначе в нём не было бы никакого смысла. Деятельность прилагается лишь к деловым, профессиональным, общественным, физическим и биологическим потребностям. Она служит им, подобно тому, как большой палец полезен в повседневной работе для других пальцев руки. Всё время бодрствования посвящается нуждам тела. Вот итог тысяч занятий и профессий, существующих в мире. Пока человек не соприкоснётся с йогическим уровнем сознания, он не найдёт лучшего смысла для своей деятельности и различных областей жизни. Если его попросить подумать о себе, он сможет думать лишь о своих потребностях, а не о себе самом. Он верит, что нет в жизни иного смысла, кроме как удовлетворять эти потребности. Когда однажды его нужды оказываются удовлетворены, оказывается, что нет смысла жить. Это то, что называется скептицизмом или атеизмом. Если вы попытаетесь показать настоящему скептику истинность новой науки и её приложение, то он послушает и ответит: 'но каково земное приложение вашей науки, когда я имею уже достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности?'. Через некоторое время этот парень теряет всякий интерес к жизни. Тогда он может начать думать, что всё предопределено судьбой. Нам что-то предопределено и предписано кем-то таким, кого мы не знаем. Он может называть его Богом или Дьяволом, и в этом нет разницы, поскольку он неизвестен. Когда он боится его, он называет его Дьяволом, а когда чувствует его благосклонность, то называет его Богом. Так, методом проб и ошибок, он дрейфует, проходя через многие рождения, пока не наткнётся на ту единственную вещь, которая верна. А причина этого в том, что всякий очень мало знает о том, что он называет своей жизнью, её сроком и вообще о том, что считает своим. Как я уже говорил, его знание включает лишь то, что требуется для жизни в окружающей среде. Данные, с которыми он работает, недостаточны, а инструменты (пять чувств и ум) слишком узки, чтобы получить знание. Физическое тело — лишь деревянный шкаф, в который помещаются ум и пять чувств. В нём есть машины, которые нужно снабжать топливом и водой, и из которых нужно выводить ненужные отходы, и это всё. В точности как в доме есть кладовая, кухня, ванная и туалет, так и тело содержит несколько помещений с тем же оборудованием. При помощи этих чувств мы можем видеть то, что снаружи нас, но не то, что внутри. Кроме того, они не являются ни самостоятельными, ни служащими самим себе. Ум — единственный инструмент, позволяющий нам видеть снаружи и внутри себя. Снаружи есть лишь немного вещей, и о них нам не нужно очень много знать, но они видятся множеством вещей, в которые мы вовлекаемся. Это сведения, с которыми человеческое существо было послано на землю, в 'Эдемский сад'. Дети божьи обходят