нашего дыхания как положительно-отрицательной деятельности. Вдох является положительно-отрицательным, поскольку он положителен для царства дэв и отрицателен для биологического царства. Дэва воздуха передаёт, а живое существо получает воздух. Выдох тоже является таким, только здесь уже дело обстоит наоборот. Когда человек говорит, а вы слушаете, то для него это положительная деятельность, а для вас — отрицательная. Растущая осознанность этой деятельности достигается пранаямой — искусством дыхания. Высшие принципы в нас положительны, тогда как ум по сути своей отрицателен. Он принимает и отражает впечатления, и потому это отрицательный процесс.
Мы убедились, что дыхание — это результат двоякой пульсации. Это дыхание нужно вверить Вечному Сознанию. Вот принцип, лежащий в основе практики пранаямы. Вечное Сознание в нас — вне периодичности. Мы должны знать метод, как войти в этот процесс. Вечное Сознание известно как ОМ. Дыхание существует как две составные части ОМ. Мантра дыхания состоит из двух дополняющих частей, это слово из двух слогов — света души и духа. Слово ОМ делится надвое — на дух и душу. Одна половина делается центростремительной, тогда как другая — центробежной. А поскольку обе эти части исходят из Вечного Сознания, оно остаётся и служит основой их обоих. Оно не спускается, но от него исходят эти составные части. Это можно сравнить с тем, как ветер движется в пространстве, тогда как пространство стоит и не смешивается с ветром, образуя фон для его движения. Это подобно тому, как из нуля дважды вычитается нуль, а в результате всегда опять остаётся нуль. Две дополняющие друг друга части, центростремительная и центробежная пульсации, представляют собой проводники, служащие процессу дыхания. Если вы в процессе дыхания приложите свой ум к изречению дыхания, то осознаете две вещи. Вдох регулируется ноздрями силой звука 'С'. Выдох регулируется горловой впадиной силой звука 'Х'. Таким образом, дыхание производит два звука, 'С' и 'Х'. Вот почему мантра 'Со-Хам' даётся как мантра дыхания. Поёте вы или нет, но она распевается в вас проводниками. Это не та мантра, что дана вам кем-либо, но это мантра, существующая в вас столько, сколько вы живёте. Её заберёт ОМ с вашим последним дыханием. Если вы хорошо помните, я объяснял кое-что об этом в одной из своих лекций пять лет назад.
Медитируя при вдохе и выдохе на двух этих слогах, Со и Хам, медленно, мягко и одинаково, и думая в то же время о своём дыхании, можно восстановить равновесие в своём дыхании. Давно утерянное равновесие будет теперь найдено. В детстве оно у вас было. У среднего здорового ребёнка, родившегося у здоровых родителей, дыхание должно быть в равновесии. Такой ребёнок дышит в соответствии с ритмом той музыки, которая назначена природой. Это дыхание называется естественным. Когда же мы растём, с возрастом оно снова и снова подвергается возмущениям. Такое возмущение или встряска происходит, когда мы испытываем эмоциональное потрясение или психологический шок. Когда вы злитесь, ваше дыхание нарушается. Когда вы ревнуете, оно нарушается, когда вы боитесь, оно опять нарушается. Оно нарушается и когда вы предчувствуете что-либо или ожидаете кого-то, узнаёте о чьей-то болезни или смерти. Ритм дыхания сбивается и когда вы чем-то озабочены. Мы сбиваем его многие сотни раз в день. А сила привычки только и ждёт того, чтобы закрепить всё то, что повторяется. Это нарушение устанавливается и мы приобретаем длительное расстройство дыхания, частота его увеличивается и оно приобретает форму коротких вдохов и выдохов, и так до последнего вздоха. Приобретать неестественное дыхание с возрастом стало для нас естественным. Нарушение становится привычкой. И даже если мы не желаем этого, возмущение дыхания продолжается. Привычка сильнее всего, что только есть в наших сознательных слоях. Она создана природой, чтобы поддерживать нашу жизнь повторением дыхания и сердцебиения. Потому привычка сильнее любой жизненной или психической способности. И устанавливая с возрастом привычку нерегулярного дыхания, мы преуспеваем в убийстве себя ещё до завершения срока нашей жизни. Но это доказывает, что мы можем и уничтожить старую привычку, разорвать эту цепь, укоренив новую привычку. И теперь нам нужно сделать это путём практики пранаямы. Мы должны разорвать цепь дисгармонии и утвердить прежнюю привычку дыхания.
Чтобы добиться этого, вы должны развить постоянную осознанность своего дыхания. Это первый шаг. Назначив ежедневное время и выбрав постоянное место, начинайте практику. Сядьте удобно, закройте